СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР
Образовательный портал для подготовки к работам
Русский язык для 5 класса
русский язык–5
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий
Задания 12. Лексический анализ слова

Пройти тестирование по 10 заданиям
Пройти тестирование по всем заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 12 № 3

В предложениях 4—6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

 

(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром — сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород — и он следом, мама в магазин — и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки — Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.

(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

 

(По Г. Скребицкому)

1
Задание 10 № 1

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10—13 текста. Запишите ответ.

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год., Демонстрационная версия ВПР по русскому языку 5 класс 2017, 2018 год.

2
Задание 11 № 2

В предложениях 9—11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово.

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год., Демонстрационная версия ВПР по русскому языку 5 класс 2017, 2018 год.

3
Задание 8 № 11

Определите и запишите основную мысль текста.

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год., Демонстрационная версия ВПР по русскому языку 5 класс 2017, 2018 год.

4
Задание 9 № 12

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год., Демонстрационная версия ВПР по русскому языку 5 класс 2017, 2018 год.
Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год., Демонстрационная версия ВПР по русскому языку 5 класс 2017, 2018 год.

2
Задание 12 № 15

В предложениях 6—10 найдите антоним к слову «трусость» и выпишите его.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.

(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.

(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»

(15)«Выдрать!» — сказал я.

(16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует — тут лаской надо»

(17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.

(23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

 

(По К. Г. Паустовскому)

1
Задание 10 № 13

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5—7 текста. Запишите ответ.

Пояснение · ·

2
Задание 11 № 14

В предложениях 3—6 найдите слово со значением «смелый до безрассудности». Выпишите это слово.


3
Задание 8 № 23

Определите и запишите основную мысль текста.


4
Задание 9 № 24

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что кот-беспризорник обладал решительным характером? Запишите ответ.


3
Задание 12 № 27

В предложениях 6—8 найдите антоним к слову «простодушный» и выпишите его.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Под навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства Чёрного моря. (2)Хотя Гаврик ежедневно видел рыбу, но, проходя по рынку, каждый раз он неизменно восхищался её хитростью.

(3)Как же умеет природа позаботиться о себе! (4)Она постаралась сделать рыб как можно более незаметными для человеческого глаза.

(5)Например, рыба скумбрия, царица Чёрного моря. (6)Её тугое тело окрашено нежнейшими тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. (7)Гаврик знал, что именно такого цвета бывает море далеко от берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8)Ишь какая хитрая скумбрия!

(9)Или бычки: они водятся среди скал, а также в песке, поглубже. (10)Там совсем другие цвета, чем в открытом море. (11)Вот и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.

(12)Плоские камбалы, привыкшие жить на дне бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей кожи. (13)Разве заметишь такую, пока она лежит на дне! (14)И мальчик восхищался хитростью камбалы.

(15)Нет слов, рыба хитра. (16)Но Гаврик знал, что человек ещё хитрее. (17)Человек как заставит сетей, как забросит прозрачную лесу удочек с блестящей блесной! (18)И вся эта рыба, такая незаметная в море, будет великолепно гореть своими волшебными красками на прилавках рынка.

 

(По В. Катаеву)

1
Задание 10 № 25

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3—4 текста. Запишите ответ.


2
Задание 11 № 26

В предложениях 9—11 найдите слово со значением «серовато-коричневый или серовато-рыжий». Выпишите это слово.


3
Задание 8 № 35

Определите и запишите основную мысль текста.


4
Задание 9 № 36

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что окрас скумбрии носит защитный характер? Запишите ответ.


4
Задание 12 № 39

В предложениях 19—22 найдите антоним к слову «громко» и выпишите его.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Старый охотник очень любил музыку. (2)Он часто сидел на завалинке и пиликал смычком на скрипке. (3)Не очень красиво это у него получалось, но старик и тем был доволен. (4)У каждого ведь есть занятия, за которыми душа отдыхает. (5)Однажды мимо проходил знакомый и говорит старику:

(6)— Ну что ты глупостями занимаешься: брось-ка свою скрипку-то, я сейчас медведя видел в лесу!

(7)Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл в лес. (8)В лесу старик долго искал медведя, устал и присел на пенёк отдохнуть. (9)Тихо-тихо вокруг, слышно, как листья шепчут. (10)Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» (11)Красивый такой звук, как струна пропела. (12)Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» (13)Звук слышался с опушки. (14)Старик подкрался и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. (15)А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. (16)Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. (17)Щепка задрожала, и в воздухе раздалось то самое ‹дзенн!..» (18)Медведь наклонил голову и слушает. (19)Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! (20)Закинул старик ружьё за спину да пошёл домой.

(21)Вечером старик опять сидел на завалинке со скрипкой. (22)Он пальцем дёргал одну струну, а струна тихонечко пела: «Дзенн!..»

(23)Давешний прохожий спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

(24)— Нет, — ответил старик.

(25)— Что ж так?

(26)— Да как же в него стрелять, когда он в душе такой же музыкант, как и я?

 

(По В. Бианки)

1
Задание 10 № 37

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7—8 текста. Запишите ответ.


2
Задание 11 № 38

В предложениях 11—14 найдите слово со значением «подойти тихонько, незаметно». Выпишите это слово.


3
Задание 8 № 47

Определите и запишите основную мысль текста.


4
Задание 9 № 48

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что медведь, встреченный охотником, в душе музыкант? Запишите ответ.


5
Задание 12 № 51

В предложениях 2—5 найдите антоним к слову «старый» и выпишите его.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня. (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. (4)Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. (5)Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки.

(6)Моя собака медленно приближалась к нему. (7)Вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой. (8)Весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул он раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. (9)Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище! (10)Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! (11)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (12)И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... (13)Сила‚ сильнее его воли, сбросила его оттуда.

(14)Мой Трезор остановился, попятился... (15)Видно‚ и он признал эту силу. (16)Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

(17)Да, не смейтесь. (18)Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её порывом. (19)Любовь‚ думал я, сильнее смерти и страха смерти. (20)Только любовью держится и движется жизнь.

 

(По И. С. Тургеневу)

1
Задание 10 № 49

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 2—4 текста. Запишите ответ.


2
Задание 11 № 50

В предложениях 8—10 найдите слово со значением «испытывать дрожь при сильном волнении». Выпишите это слово.


3
Задание 8 № 59

Определите и запишите основную мысль текста.


4
Задание 9 № 60

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что старый воробей очень боялся собаки? Запишите ответ.


Пройти тестирование по этим заданиям