№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 139617

1.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Текст 1

Моторный баркас, ра(з/с)секая лё(г/х)кие(3) волны (К,к)аспийского моря, мчит к бер..гу. Вокру(г/к)(1) простира..т..ся г..лубая даль моря. Вп..р..ди начинают..ся высокие густые к..мыши.

Выс..ко в неб.. кружат орланы и коршуны.(4) На волнах п..качивают..ся белые пеликаны. На их спины спокойно взб..рают..ся бакланы. Этих птиц (з/с)дружила совмес..ная ловля рыбы. Пеликаны на мощ..ных крыл..ях зал..та..т(2) в море выстраива..т..ся полукругом и начина..т хлопать крыл..ями по в..де. Они гон..т к бер..гу к..сяк рыбы. На помощ.. им приход..т бакланы, которые х..р..шо ныряют и сл..дят под в..дой, чтобы рыба (не)прорвала птич..ю цепь. Цепь л..ма..т..ся и пеликаны набрасывают..ся на добычу.

2.

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.


Текст 1

Моторный баркас, ра(з/с)секая лё(г/х)кие(3) волны (К,к)аспийского моря, мчит к бер..гу. Вокру(г/к)(1) простира..т..ся г..лубая даль моря. Вп..р..ди начинают..ся высокие густые к..мыши.

Выс..ко в неб.. кружат орланы и коршуны.(4) На волнах п..качивают..ся белые пеликаны. На их спины спокойно взб..рают..ся бакланы. Этих птиц (з/с)дружила совмес..ная ловля рыбы. Пеликаны на мощ..ных крыл..ях зал..та..т(2) в море выстраива..т..ся полукругом и начина..т хлопать крыл..ями по в..де. Они гон..т к бер..гу к..сяк рыбы. На помощ.. им приход..т бакланы, которые х..р..шо ныряют и сл..дят под в..дой, чтобы рыба (не)прорвала птич..ю цепь. Цепь л..ма..т..ся и пеликаны набрасывают..ся на добычу.

3.

Поставьте знак ударения в следующих словах:

 

Алфавит, звонит, фарфор, упростит.
4.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

 

В шкафу кротко блестели золотыми буквами корешки книг.

 

5.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) По словам охотников Подмосковье славится своими лесами

2) Охотники сказали что Подмосковье славится своими лесами

3) Много ли в Подмосковье охотничьих и рыболовных мест

4) Охотники утверждают Подмосковье славится своими лесами

6.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Пусть дети днём лягут спать на террасе.

2) Можете ли вы днём лечь спать на террасе?

3) Спите милые дети на террасе сладко-сладко!

4) Сладко спят дети на террасе.

7.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) В сентябре и октябре в Подмосковье стояла золотая осень.

2) Ручейки у дороги напевали свою песенку и сообщали прохожим о весне.

3) Наступил долгожданный вечер и повсюду зажглись фонари.

4) Пришла ранняя весна и осветила ярким солнцем холодный город.

8.

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)В московском зоопарке на одной из просторных, огороженных полян жила вместе большая компания зверей. (2)Компания довольно необычная: два волка, бурый медведь, три барсука, шесть уссурийских енотов и столько же лисиц. (3)Поселили их вместе в пору ранней звериной юности. (4)«Что вы делаете! – говорили некоторые посетители. – Подрастут ваши звери, и обязательно природа своё возьмёт!»

(5)Прошло два года, звери выросли, а природа никак «своего не брала». (6)По какому-то молчаливому соглашению вся компания подчинялась строгой и «распорядительной» волчице по кличке Дикта. (7)Но забот у неё было немного: мир нарушался редко. (8)Вся компания одновременно получала общий корм, но даже во время трапезы всё обходилось

благополучно. (9)Напрасно любители сильных ощущений часами простаивали у поляны, ожидая, не начнётся ли всеобщая потасовка: «разноплеменные» обитатели поляны ни разу не переходили на «военное положение».

(10)Звери с раннего возраста привыкли друг к другу. (11)У каждого из них ещё с юности выработался ряд условных рефлексов, не допускающих перехода тех границ в отношениях животных, за которыми могут последовать серьёзные ссоры. (12)Лисица, например, выросшая с волчатами, никогда не посмотрит на мясо, которое ест волк.

(13)Проходя мимо, она всегда отвернётся. (14)Этот опыт совместного воспитания животных наглядно показывает: природное поведение зверей может меняться под влиянием человека.

 

(По П. Мантейфелю)

9.

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что звери благополучно жили вместе большой компанией? Запишите ответ.


Текст 2

(1)В московском зоопарке на одной из просторных, огороженных полян жила вместе большая компания зверей. (2)Компания довольно необычная: два волка, бурый медведь, три барсука, шесть уссурийских енотов и столько же лисиц. (3)Поселили их вместе в пору ранней звериной юности. (4)«Что вы делаете! – говорили некоторые посетители. – Подрастут ваши звери, и обязательно природа своё возьмёт!»

(5)Прошло два года, звери выросли, а природа никак «своего не брала». (6)По какому-то молчаливому соглашению вся компания подчинялась строгой и «распорядительной» волчице по кличке Дикта. (7)Но забот у неё было немного: мир нарушался редко. (8)Вся компания одновременно получала общий корм, но даже во время трапезы всё обходилось

благополучно. (9)Напрасно любители сильных ощущений часами простаивали у поляны, ожидая, не начнётся ли всеобщая потасовка: «разноплеменные» обитатели поляны ни разу не переходили на «военное положение».

(10)Звери с раннего возраста привыкли друг к другу. (11)У каждого из них ещё с юности выработался ряд условных рефлексов, не допускающих перехода тех границ в отношениях животных, за которыми могут последовать серьёзные ссоры. (12)Лисица, например, выросшая с волчатами, никогда не посмотрит на мясо, которое ест волк.

(13)Проходя мимо, она всегда отвернётся. (14)Этот опыт совместного воспитания животных наглядно показывает: природное поведение зверей может меняться под влиянием человека.

 

(По П. Мантейфелю)

10.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−8 текста. Запишите ответ.


Текст 2

(1)В московском зоопарке на одной из просторных, огороженных полян жила вместе большая компания зверей. (2)Компания довольно необычная: два волка, бурый медведь, три барсука, шесть уссурийских енотов и столько же лисиц. (3)Поселили их вместе в пору ранней звериной юности. (4)«Что вы делаете! – говорили некоторые посетители. – Подрастут ваши звери, и обязательно природа своё возьмёт!»

(5)Прошло два года, звери выросли, а природа никак «своего не брала». (6)По какому-то молчаливому соглашению вся компания подчинялась строгой и «распорядительной» волчице по кличке Дикта. (7)Но забот у неё было немного: мир нарушался редко. (8)Вся компания одновременно получала общий корм, но даже во время трапезы всё обходилось

благополучно. (9)Напрасно любители сильных ощущений часами простаивали у поляны, ожидая, не начнётся ли всеобщая потасовка: «разноплеменные» обитатели поляны ни разу не переходили на «военное положение».

(10)Звери с раннего возраста привыкли друг к другу. (11)У каждого из них ещё с юности выработался ряд условных рефлексов, не допускающих перехода тех границ в отношениях животных, за которыми могут последовать серьёзные ссоры. (12)Лисица, например, выросшая с волчатами, никогда не посмотрит на мясо, которое ест волк.

(13)Проходя мимо, она всегда отвернётся. (14)Этот опыт совместного воспитания животных наглядно показывает: природное поведение зверей может меняться под влиянием человека.

 

(По П. Мантейфелю)

11.

В предложениях 10−12 найдите слово со значением «количество прожитых лет, период в жизни человека, животного». Выпишите это слово.


Текст 2

(1)В московском зоопарке на одной из просторных, огороженных полян жила вместе большая компания зверей. (2)Компания довольно необычная: два волка, бурый медведь, три барсука, шесть уссурийских енотов и столько же лисиц. (3)Поселили их вместе в пору ранней звериной юности. (4)«Что вы делаете! – говорили некоторые посетители. – Подрастут ваши звери, и обязательно природа своё возьмёт!»

(5)Прошло два года, звери выросли, а природа никак «своего не брала». (6)По какому-то молчаливому соглашению вся компания подчинялась строгой и «распорядительной» волчице по кличке Дикта. (7)Но забот у неё было немного: мир нарушался редко. (8)Вся компания одновременно получала общий корм, но даже во время трапезы всё обходилось

благополучно. (9)Напрасно любители сильных ощущений часами простаивали у поляны, ожидая, не начнётся ли всеобщая потасовка: «разноплеменные» обитатели поляны ни разу не переходили на «военное положение».

(10)Звери с раннего возраста привыкли друг к другу. (11)У каждого из них ещё с юности выработался ряд условных рефлексов, не допускающих перехода тех границ в отношениях животных, за которыми могут последовать серьёзные ссоры. (12)Лисица, например, выросшая с волчатами, никогда не посмотрит на мясо, которое ест волк.

(13)Проходя мимо, она всегда отвернётся. (14)Этот опыт совместного воспитания животных наглядно показывает: природное поведение зверей может меняться под влиянием человека.

 

(По П. Мантейфелю)

12.

В предложениях 1−3 найдите антоним к слову «поздняя» и выпишите его.


Текст 2

(1)В московском зоопарке на одной из просторных, огороженных полян жила вместе большая компания зверей. (2)Компания довольно необычная: два волка, бурый медведь, три барсука, шесть уссурийских енотов и столько же лисиц. (3)Поселили их вместе в пору ранней звериной юности. (4)«Что вы делаете! – говорили некоторые посетители. – Подрастут ваши звери, и обязательно природа своё возьмёт!»

(5)Прошло два года, звери выросли, а природа никак «своего не брала». (6)По какому-то молчаливому соглашению вся компания подчинялась строгой и «распорядительной» волчице по кличке Дикта. (7)Но забот у неё было немного: мир нарушался редко. (8)Вся компания одновременно получала общий корм, но даже во время трапезы всё обходилось

благополучно. (9)Напрасно любители сильных ощущений часами простаивали у поляны, ожидая, не начнётся ли всеобщая потасовка: «разноплеменные» обитатели поляны ни разу не переходили на «военное положение».

(10)Звери с раннего возраста привыкли друг к другу. (11)У каждого из них ещё с юности выработался ряд условных рефлексов, не допускающих перехода тех границ в отношениях животных, за которыми могут последовать серьёзные ссоры. (12)Лисица, например, выросшая с волчатами, никогда не посмотрит на мясо, которое ест волк.

(13)Проходя мимо, она всегда отвернётся. (14)Этот опыт совместного воспитания животных наглядно показывает: природное поведение зверей может меняться под влиянием человека.

 

(По П. Мантейфелю)