№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 144090

1.

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Текст 1

Северное(2) сияние это зрелище необыч..йной кр..соты. Смотр..ш.. на него — и (не)вер..ш.. своим гл..зам. Я никогда (не)упускаю(3) случ..я полюбоват..ся северным сиянием но вп..рвые мне п..счас..ливилось его увидеть (на)бер..гу Онежского оз..ра.

В полноч.. я вышел на улицу(4). (Над)оз..ром ст..яла тиш.., которую изре(д/т)ка нарушали лай с..баки и голос какой-то ноч..ной птиц... А в звёз..н..м небе колыхался св..тящ..йся занав..с. Он сужался ра..ш..рялся соб..рался в скла(д/т)ки м..нял цвет. (На)фоне неба в..днелись ч..рные м..кушки д..рев..ев крыш(ы/и) домов(1). Я был оч..рован ч..дес..ным в..дением и сохр..нил это во..поминание на всю ж..знь.

2.

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.


Текст 1

Северное(2) сияние это зрелище необыч..йной кр..соты. Смотр..ш.. на него — и (не)вер..ш.. своим гл..зам. Я никогда (не)упускаю(3) случ..я полюбоват..ся северным сиянием но вп..рвые мне п..счас..ливилось его увидеть (на)бер..гу Онежского оз..ра.

В полноч.. я вышел на улицу(4). (Над)оз..ром ст..яла тиш.., которую изре(д/т)ка нарушали лай с..баки и голос какой-то ноч..ной птиц... А в звёз..н..м небе колыхался св..тящ..йся занав..с. Он сужался ра..ш..рялся соб..рался в скла(д/т)ки м..нял цвет. (На)фоне неба в..днелись ч..рные м..кушки д..рев..ев крыш(ы/и) домов(1). Я был оч..рован ч..дес..ным в..дением и сохр..нил это во..поминание на всю ж..знь.

3.

Поставьте знак ударения в следующих словах:

 

алфавит, документ, магазин, (она) начала
4.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

 

Из глубины сада тянется к порогу лучик месяца.

 

5.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) Катя скромно сказала что не слишком довольна качеством своих ответов

2) Как ты готовилась к городской олимпиаде по истории Катя

3) Директор школы торжественно объявил Катя Михайлова стала победителем олимпиады

4) По словам Кати на олимпиаде были тестовые задания и открытые вопросы

6.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) На уроке математики ребята изучали свойства сложения натуральных чисел.

2) Назовите-ка наименьшее натуральное число!

3) Ребята найдите сумму слагаемых наиболее удобным способом.

4) Вы читали и составляли буквенные выражения по условию задачи.

7.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Каминные часы громко бьют и играют старинный марш.

2) По комнате разносится запах хвои и яблочного пирога.

3) Снег падает мягкими хлопьями и мы ловим их в варежку.

4) Ночью снег запорошил все дорожки и скамейки в саду.

8.

Определите и запишите основную мысль текста.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Вечером‚ сидя на кухне, папа вполголоса беседует со своим приятелем о том, как отправили папу в гимназию.

— (2)Нет, ну вот как же ты всё-таки в гимназию попал? (3)Ведь твоя мать, помнится, хотела, чтобы ты непременно стал священником.

— (4)Не попал бы, если бы не мой отец! — говорит папа. (5)Мама учила меня всякой религиозной премудрости, но я мечтал учиться наукам — и в особенности математике и медицине! (6)И отец понимал меня, как никто другой: он скопил денег и купил мне дорогие в то время учебники. (7)Он нанял мне учителя — гимназиста последнего класса. (8)Тот занимался со мной потихоньку от моей матери, у нас на чердаке. (9)Как-то мыши изгрызли мои книги по медицине, и я заплакал навзрыд. (10)Денег на новые у нас не было — это было бедствие, катастрофа! (11)Отец ничего тогда не сказал, только вздохнул. (12)Он достал из комода все деньги, которые у него были, и отдал мне. (13)«На, купи новые книжки»‚ — сказал он.

(14)Не подавая голоса, я внимательно слушаю папин рассказ. (15)Рассказ взрослого мужчины, замечательного врача и отличного, умного папы! (16)Я думаю о своём дедушке — папином отце. (17)Этот дедушка ведь совсем неучёный был, но он понимал, что нужно помочь ребёнку, который хочет учиться тому, что ему интересно. (18)Даже если это нелегко сделать.

 

(По А. Я. Бруштейн)

9.

Почему мальчик занимался с учителем на чердаке, а не в комнатах? Запишите ответ.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Вечером‚ сидя на кухне, папа вполголоса беседует со своим приятелем о том, как отправили папу в гимназию.

— (2)Нет, ну вот как же ты всё-таки в гимназию попал? (3)Ведь твоя мать, помнится, хотела, чтобы ты непременно стал священником.

— (4)Не попал бы, если бы не мой отец! — говорит папа. (5)Мама учила меня всякой религиозной премудрости, но я мечтал учиться наукам — и в особенности математике и медицине! (6)И отец понимал меня, как никто другой: он скопил денег и купил мне дорогие в то время учебники. (7)Он нанял мне учителя — гимназиста последнего класса. (8)Тот занимался со мной потихоньку от моей матери, у нас на чердаке. (9)Как-то мыши изгрызли мои книги по медицине, и я заплакал навзрыд. (10)Денег на новые у нас не было — это было бедствие, катастрофа! (11)Отец ничего тогда не сказал, только вздохнул. (12)Он достал из комода все деньги, которые у него были, и отдал мне. (13)«На, купи новые книжки»‚ — сказал он.

(14)Не подавая голоса, я внимательно слушаю папин рассказ. (15)Рассказ взрослого мужчины, замечательного врача и отличного, умного папы! (16)Я думаю о своём дедушке — папином отце. (17)Этот дедушка ведь совсем неучёный был, но он понимал, что нужно помочь ребёнку, который хочет учиться тому, что ему интересно. (18)Даже если это нелегко сделать.

 

(По А. Я. Бруштейн)

10.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11—13 текста. Запишите ответ.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Вечером‚ сидя на кухне, папа вполголоса беседует со своим приятелем о том, как отправили папу в гимназию.

— (2)Нет, ну вот как же ты всё-таки в гимназию попал? (3)Ведь твоя мать, помнится, хотела, чтобы ты непременно стал священником.

— (4)Не попал бы, если бы не мой отец! — говорит папа. (5)Мама учила меня всякой религиозной премудрости, но я мечтал учиться наукам — и в особенности математике и медицине! (6)И отец понимал меня, как никто другой: он скопил денег и купил мне дорогие в то время учебники. (7)Он нанял мне учителя — гимназиста последнего класса. (8)Тот занимался со мной потихоньку от моей матери, у нас на чердаке. (9)Как-то мыши изгрызли мои книги по медицине, и я заплакал навзрыд. (10)Денег на новые у нас не было — это было бедствие, катастрофа! (11)Отец ничего тогда не сказал, только вздохнул. (12)Он достал из комода все деньги, которые у него были, и отдал мне. (13)«На, купи новые книжки»‚ — сказал он.

(14)Не подавая голоса, я внимательно слушаю папин рассказ. (15)Рассказ взрослого мужчины, замечательного врача и отличного, умного папы! (16)Я думаю о своём дедушке — папином отце. (17)Этот дедушка ведь совсем неучёный был, но он понимал, что нужно помочь ребёнку, который хочет учиться тому, что ему интересно. (18)Даже если это нелегко сделать.

 

(По А. Я. Бруштейн)

11.

В предложениях 1—4 найдите слово со значением «во что бы то ни стало, обязательно». Выпишите это слово.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Вечером‚ сидя на кухне, папа вполголоса беседует со своим приятелем о том, как отправили папу в гимназию.

— (2)Нет, ну вот как же ты всё-таки в гимназию попал? (3)Ведь твоя мать, помнится, хотела, чтобы ты непременно стал священником.

— (4)Не попал бы, если бы не мой отец! — говорит папа. (5)Мама учила меня всякой религиозной премудрости, но я мечтал учиться наукам — и в особенности математике и медицине! (6)И отец понимал меня, как никто другой: он скопил денег и купил мне дорогие в то время учебники. (7)Он нанял мне учителя — гимназиста последнего класса. (8)Тот занимался со мной потихоньку от моей матери, у нас на чердаке. (9)Как-то мыши изгрызли мои книги по медицине, и я заплакал навзрыд. (10)Денег на новые у нас не было — это было бедствие, катастрофа! (11)Отец ничего тогда не сказал, только вздохнул. (12)Он достал из комода все деньги, которые у него были, и отдал мне. (13)«На, купи новые книжки»‚ — сказал он.

(14)Не подавая голоса, я внимательно слушаю папин рассказ. (15)Рассказ взрослого мужчины, замечательного врача и отличного, умного папы! (16)Я думаю о своём дедушке — папином отце. (17)Этот дедушка ведь совсем неучёный был, но он понимал, что нужно помочь ребёнку, который хочет учиться тому, что ему интересно. (18)Даже если это нелегко сделать.

 

(По А. Я. Бруштейн)

12.

В предложениях 4—7 найдите антоним к слову «дешёвый» и выпишите его.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Вечером‚ сидя на кухне, папа вполголоса беседует со своим приятелем о том, как отправили папу в гимназию.

— (2)Нет, ну вот как же ты всё-таки в гимназию попал? (3)Ведь твоя мать, помнится, хотела, чтобы ты непременно стал священником.

— (4)Не попал бы, если бы не мой отец! — говорит папа. (5)Мама учила меня всякой религиозной премудрости, но я мечтал учиться наукам — и в особенности математике и медицине! (6)И отец понимал меня, как никто другой: он скопил денег и купил мне дорогие в то время учебники. (7)Он нанял мне учителя — гимназиста последнего класса. (8)Тот занимался со мной потихоньку от моей матери, у нас на чердаке. (9)Как-то мыши изгрызли мои книги по медицине, и я заплакал навзрыд. (10)Денег на новые у нас не было — это было бедствие, катастрофа! (11)Отец ничего тогда не сказал, только вздохнул. (12)Он достал из комода все деньги, которые у него были, и отдал мне. (13)«На, купи новые книжки»‚ — сказал он.

(14)Не подавая голоса, я внимательно слушаю папин рассказ. (15)Рассказ взрослого мужчины, замечательного врача и отличного, умного папы! (16)Я думаю о своём дедушке — папином отце. (17)Этот дедушка ведь совсем неучёный был, но он понимал, что нужно помочь ребёнку, который хочет учиться тому, что ему интересно. (18)Даже если это нелегко сделать.

 

(По А. Я. Бруштейн)