№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 144099

1.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Текст 1

Свет..т со..нце. Бл..стит на солнышк.. журчит по кана(в/ф)кам в..да в руч..ях. Ск..рее за дело! Во все(1) к..рманы наб..раеш..(2) бумагу. Остаёт..ся а(к,кк)уратно с..гнуть л..сток взять за уголки и (с/з)делать бумажный(3) к..раблик. Пуст..шь его на воду и любу..ш..ся. Вода подхват..т лё(г/х)кое судёнышко и пон..сёт.(4)

Беж..шь по грязи стара..ш..ся (не)отстать от к..раблика. Надо успеть подправить судно, чтобы оно (не)прит..ралось к бер..гу. Ты к..питан. (Не)усм..трел — к..рабль опр..кинулся его захлес..нула в..лна. Теперь ты сп..сатель. Подхват..ва..ш.. к..рабль и выбрасыва..ш.. на бере(г/к).

В спешк.. (не)успева..ш.. подумать о штанах и башмаках. А мама (не)понима..т гр..зит..ся на улицу (не)выпустить.

2.

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.


Текст 1

Свет..т со..нце. Бл..стит на солнышк.. журчит по кана(в/ф)кам в..да в руч..ях. Ск..рее за дело! Во все(1) к..рманы наб..раеш..(2) бумагу. Остаёт..ся а(к,кк)уратно с..гнуть л..сток взять за уголки и (с/з)делать бумажный(3) к..раблик. Пуст..шь его на воду и любу..ш..ся. Вода подхват..т лё(г/х)кое судёнышко и пон..сёт.(4)

Беж..шь по грязи стара..ш..ся (не)отстать от к..раблика. Надо успеть подправить судно, чтобы оно (не)прит..ралось к бер..гу. Ты к..питан. (Не)усм..трел — к..рабль опр..кинулся его захлес..нула в..лна. Теперь ты сп..сатель. Подхват..ва..ш.. к..рабль и выбрасыва..ш.. на бере(г/к).

В спешк.. (не)успева..ш.. подумать о штанах и башмаках. А мама (не)понима..т гр..зит..ся на улицу (не)выпустить.

3.

Поставьте знак ударения в следующих словах:

 

сантиметр, расположить, столяр, поняла
4.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

 

Сойка поклевала семена у пня и устроилась на берёзовой ветке.
5.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) Вы уже заплатили за проезд ребята

2) Кондуктор попросил ребят заплатить за проезд

3) Кондуктор сказал чтобы ребята заплатили за проезд

4) Заплатите за проезд попросил ребят кондуктор

6.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Давайте переведём на русский язык этот текст.

2) А вы повторите последние реплики отчётливее!

3) Ты Ваня поработай над своим произношением.

4) Мой друг бегло читает и хорошо говорит по-немецки.

7.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.

2) Была гроза с сильным ветром и ночью старое дерево рухнуло.

3) Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.

4) Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.

8.

Определите и запишите основную мысль текста.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Ребята возвращались из леса. (2)Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3)Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4)Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5)Из хаты вышла женщина. (6)Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7)Дети напились воды, отдохнули на траве.

(8)Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

— (9)А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.

(10)Дети остановились. (11)В самом деле, они забыли поблагодарить.

— (12)Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13)Женщина уже и забыла, наверное. (14)Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

— (15)Стоит, — сказала Марийка. — (16)Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

(17)Роман пожал плечами.

— (18)Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину...

— (19)Почему? — спросил Роман. — (20)Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21)Ведь мы так устали...

— (22)Потому что мы люди...

(23)Она повернулась и пошла к хуторку. (24)За ней пошли все. (25)Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.

— (26)Трудно быть человеком... — подумал он.

 

(По В. Сухомлинскому)

9.

Какие факты в тексте говорят о том, что детям нелегко было вернуться на хуторок, чтобы поблагодарить женщину? Запишите ответ.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Ребята возвращались из леса. (2)Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3)Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4)Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5)Из хаты вышла женщина. (6)Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7)Дети напились воды, отдохнули на траве.

(8)Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

— (9)А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.

(10)Дети остановились. (11)В самом деле, они забыли поблагодарить.

— (12)Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13)Женщина уже и забыла, наверное. (14)Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

— (15)Стоит, — сказала Марийка. — (16)Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

(17)Роман пожал плечами.

— (18)Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину...

— (19)Почему? — спросил Роман. — (20)Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21)Ведь мы так устали...

— (22)Потому что мы люди...

(23)Она повернулась и пошла к хуторку. (24)За ней пошли все. (25)Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.

— (26)Трудно быть человеком... — подумал он.

 

(По В. Сухомлинскому)

10.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3—6 текста. Запишите ответ.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Ребята возвращались из леса. (2)Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3)Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4)Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5)Из хаты вышла женщина. (6)Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7)Дети напились воды, отдохнули на траве.

(8)Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

— (9)А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.

(10)Дети остановились. (11)В самом деле, они забыли поблагодарить.

— (12)Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13)Женщина уже и забыла, наверное. (14)Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

— (15)Стоит, — сказала Марийка. — (16)Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

(17)Роман пожал плечами.

— (18)Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину...

— (19)Почему? — спросил Роман. — (20)Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21)Ведь мы так устали...

— (22)Потому что мы люди...

(23)Она повернулась и пошла к хуторку. (24)За ней пошли все. (25)Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.

— (26)Трудно быть человеком... — подумал он.

 

(По В. Сухомлинскому)

11.

В предложениях 12—14 найдите слово со значением «ничтожное обстоятельство, пустяк». Выпишите это слово.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Ребята возвращались из леса. (2)Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3)Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4)Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5)Из хаты вышла женщина. (6)Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7)Дети напились воды, отдохнули на траве.

(8)Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

— (9)А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.

(10)Дети остановились. (11)В самом деле, они забыли поблагодарить.

— (12)Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13)Женщина уже и забыла, наверное. (14)Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

— (15)Стоит, — сказала Марийка. — (16)Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

(17)Роман пожал плечами.

— (18)Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину...

— (19)Почему? — спросил Роман. — (20)Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21)Ведь мы так устали...

— (22)Потому что мы люди...

(23)Она повернулась и пошла к хуторку. (24)За ней пошли все. (25)Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.

— (26)Трудно быть человеком... — подумал он.

 

(По В. Сухомлинскому)

12.

В предложениях 18—22 найдите антоним к слову «отдохнуть» и выпишите его.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Ребята возвращались из леса. (2)Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3)Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4)Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5)Из хаты вышла женщина. (6)Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7)Дети напились воды, отдохнули на траве.

(8)Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

— (9)А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.

(10)Дети остановились. (11)В самом деле, они забыли поблагодарить.

— (12)Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13)Женщина уже и забыла, наверное. (14)Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

— (15)Стоит, — сказала Марийка. — (16)Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

(17)Роман пожал плечами.

— (18)Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину...

— (19)Почему? — спросил Роман. — (20)Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21)Ведь мы так устали...

— (22)Потому что мы люди...

(23)Она повернулась и пошла к хуторку. (24)За ней пошли все. (25)Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.

— (26)Трудно быть человеком... — подумал он.

 

(По В. Сухомлинскому)