Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д8 C8 № 155
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 8—12.

Текст 2

(1)Ве­че­ром‚ сидя на кухне, папа впол­го­ло­са бе­се­ду­ет со своим при­я­те­лем о том, как от­пра­ви­ли папу в гим­на­зию.

— (2)Нет, ну вот как же ты всё-таки в гим­на­зию попал? (3)Ведь твоя мать, пом­нит­ся, хо­те­ла, чтобы ты не­пре­мен­но стал свя­щен­ни­ком.

— (4)Не попал бы, если бы не мой отец!  — го­во­рит папа. (5)Мама учила меня вся­кой ре­ли­ги­оз­ной пре­муд­ро­сти, но я меч­тал учить­ся на­у­кам  — и в осо­бен­но­сти ма­те­ма­ти­ке и ме­ди­ци­не! (6)И отец по­ни­мал меня, как никто дру­гой: он ско­пил денег и купил мне до­ро­гие в то время учеб­ни­ки. (7)Он нанял мне учи­те­ля  — гим­на­зи­ста по­след­не­го клас­са. (8)Тот за­ни­мал­ся со мной по­ти­хонь­ку от моей ма­те­ри, у нас на чер­да­ке. (9)Как-то мыши из­грыз­ли мои книги по ме­ди­ци­не, и я за­пла­кал на­взрыд. (10)Денег на новые у нас не было  — это было бед­ствие, ка­та­стро­фа! (11)Отец ни­че­го тогда не ска­зал, толь­ко вздох­нул. (12)Он до­стал из ко­мо­да все день­ги, ко­то­рые у него были, и отдал мне. (13)«На, купи новые книж­ки»‚  — ска­зал он.

(14)Не по­да­вая го­ло­са, я вни­ма­тель­но слу­шаю папин рас­сказ. (15)Рас­сказ взрос­ло­го муж­чи­ны, за­ме­ча­тель­но­го врача и от­лич­но­го, ум­но­го папы! (16)Я думаю о своём де­душ­ке  — па­пи­ном отце. (17)Этот де­душ­ка ведь со­всем неучёный был, но он по­ни­мал, что нужно по­мочь ребёнку, ко­то­рый хочет учить­ся тому, что ему ин­те­рес­но. (18)Даже если это не­лег­ко сде­лать.

 

(По А. Я. Бру­ш­тейн)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ос­нов­ная мысль тек­ста:

Если ребёнок хочет учить­ся тому, что ему ин­те­рес­но, нужно ему по­мочь, даже если это не­лег­ко.

(ИЛИ: Не­об­хо­ди­мо по­мо­гать ребёнку учить­ся тому, что ему ин­те­рес­но).

 

Ос­нов­ная мысль тек­ста может быть при­ве­де­на в иной, близ­кой по смыс­лу фор­му­ли­ров­ке.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/ от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии 2
Мак­си­маль­ный балл2
1
Тип Д10 № 145
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 11—13 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


2
Тип Д11 № 146
i

В пред­ло­же­ни­ях 1—4 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «во что бы то ни стало, обя­за­тель­но». Вы­пи­ши­те это слово.


3
Тип Д12 № 147
i

В пред­ло­же­ни­ях 4—7 най­ди­те ан­то­ним к слову «дешёвый» и вы­пи­ши­те его.


4
Тип Д9 C9 № 156
i

По­че­му маль­чик за­ни­мал­ся с учи­те­лем на чер­да­ке, а не в ком­на­тах? За­пи­ши­те ответ.