Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 № 25
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 8—12.

Текст 2

(1)Под на­ве­са­ми рыб­но­го рынка ле­жа­ли вы­ва­лен­ные на­по­каз живые бо­гат­ства Чёрного моря. (2)Хотя Гав­рик еже­днев­но видел рыбу, но, про­хо­дя по рынку, каж­дый раз он не­из­мен­но вос­хи­щал­ся её хит­ро­стью.

(3)Как же умеет при­ро­да по­за­бо­тить­ся о себе! (4)Она по­ста­ра­лась сде­лать рыб как можно более не­за­мет­ны­ми для че­ло­ве­че­ско­го глаза.

(5)На­при­мер, рыба скум­брия, ца­ри­ца Чёрного моря. (6)Её тугое тело окра­ше­но неж­ней­ши­ми то­на­ми, от свет­ло-го­лу­бо­го до тёмно-си­не­го. (7)Гав­рик знал, что имен­но та­ко­го цвета бы­ва­ет море да­ле­ко от бе­ре­га, там, где ходят ко­ся­ки скум­брии. (8)Ишь какая хит­рая скум­брия!

(9)Или бычки: они во­дят­ся среди скал, а также в песке, по­глуб­же. (10)Там со­всем дру­гие цвета, чем в от­кры­том море. (11)Вот и окра­ше­ны они в бурый цвет скал или жел­то­ва­тый цвет песка.

(12)Плос­кие кам­ба­лы, при­вык­шие жить на дне бух­то­чек, по­ра­жа­ют чёрно-зелёным цве­том своей кожи. (13)Разве за­ме­тишь такую, пока она лежит на дне! (14)И маль­чик вос­хи­щал­ся хит­ро­стью кам­ба­лы.

(15)Нет слов, рыба хитра. (16)Но Гав­рик знал, что че­ло­век ещё хит­рее. (17)Че­ло­век как за­ста­вит сетей, как за­бро­сит про­зрач­ную лесу удо­чек с бле­стя­щей блес­ной! (18)И вся эта рыба, такая не­за­мет­ная в море, будет ве­ли­ко­леп­но го­реть сво­и­ми вол­шеб­ны­ми крас­ка­ми на при­лав­ках рынка.

 

(По В. Ка­та­е­ву)

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 3—4 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но рас­суж­де­ние. Рас­суж­де­ние  — это тип тек­ста, в ко­то­ром что-то объ­яс­ня­ет­ся или до­ка­зы­ва­ет­ся, го­во­рит­ся о при­чи­нах дей­ствий, со­бы­тий, яв­ле­ний, уста­нав­ли­ва­ют­ся вза­и­мо­свя­зи между дей­стви­я­ми, со­бы­ти­я­ми, яв­ле­ни­я­ми.

 

Ответ: рас­суж­де­ние.

Кодификатор Решу ВПР: Стили и функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи
1
Тип Д11 № 26
i

В пред­ло­же­ни­ях 9—11 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «се­ро­ва­то-ко­рич­не­вый или се­ро­ва­то-рыжий». Вы­пи­ши­те это слово.


2
Тип Д12 № 27
i

В пред­ло­же­ни­ях 6—8 най­ди­те ан­то­ним к слову «про­сто­душ­ный» и вы­пи­ши­те его.


3
Тип Д8 C8 № 35
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


4
Тип Д9 C9 № 36
i

Какие факты, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ют о том, что окрас скум­брии носит за­щит­ный ха­рак­тер? За­пи­ши­те ответ.