Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д8 C8 № 5565
i

(1)Ты, ко­неч­но, не раз ри­со­вал мелом на ас­фаль­те или ста­ра­тель­но вы­во­дил буквы на школь­ной доске. (2)Мел  — твой ста­рый зна­ко­мый. (3)Но мел го­дит­ся не толь­ко для того, чтобы им пи­сать, но и для из­го­тов­ле­ния из­ве­сти, це­мен­та, стек­ла и ре­зи­ны. (4)Мел ши­ро­ко при­ме­ня­ют и в стро­и­тель­стве. (5)Зуб­ную пасту, ко­то­рой ты чи­стишь зубы утром и ве­че­ром, тоже де­ла­ют из мела. (6)Но ты, ве­ро­ят­но, не зна­ешь, как он об­ра­зо­вал­ся?

(7)Если бы тебе хотя бы на не­сколь­ко минут уда­лось за­гля­нуть в далёкое про­шлое, ты уви­дел бы огром­ное древ­нее море. (8)Как в ги­гант­ском ак­ва­ри­уме, на дне его жили пре­крас­ные ди­ко­вин­ные во­до­рос­ли, пла­ва­ли мол­люс­ки и дру­гие мель­чай­шие жи­вот­ные. (9)Они уми­ра­ли и па­да­ли прямо на дно. (10)Так по­сте­пен­но на­кап­ли­вал­ся тол­стый слой об­лом­ков ра­ку­шек и ске­ле­тов этих древ­них жи­вот­ных. (11)Они слёжи­ва­лись, уплот­ня­лись и со вре­ме­нем пре­вра­ща­лись в мел.

(12)Про­шло не­сколь­ко мил­ли­о­нов лет, море да­ле­ко от­сту­пи­ло. (13)Мор­ское дно под­ня­лось, слои мела ока­за­лись прямо на по­верх­но­сти Земли, и те­перь во мно­гих ме­стах зем­но­го шара вы­сят­ся целые ме­ло­вые горы. (14)Если рас­кро­шен­ный мел вни­ма­тель­но рас­смот­реть под спе­ци­аль­ным мик­ро­ско­пом, то можно уви­деть много-много ра­ку­шек и ока­ме­нев­шие остат­ки каких-то мель­чай­ших су­ществ.

(15)Таким об­ра­зом, мно­гое из того, что стало из­вест­но учёным о далёком-далёком про­шлом, рас­ска­зал обык­но­вен­ный ка­мень, ко­то­рым ты пи­шешь,  — мел.

 

(По Е. Бо­ри­со­ву, И. Пят­но­вой)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Мно­гое из того, что из­вест­но учёным о далёком-далёком про­шлом, рас­ска­зал обык­но­вен­ный мел.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/ от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии 2
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ВПР. Рус­ский язык. 5 класс. Ва­ри­ант 3. 2022 год
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д9 C9 № 5566
i

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что мел со­сто­ит из об­лом­ков ра­ку­шек и ока­ме­нев­ших остат­ков древ­них су­ществ? За­пи­ши­те ответ.


2
Тип Д10 № 5567
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 8–11 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д11 № 5568
i

В пред­ло­же­ни­ях 8–10 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «не сразу, шаг за шагом». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д12 № 5569
i

В пред­ло­же­ни­ях 6-7 най­ди­те ан­то­ним к слову «бу­ду­щее» и вы­пи­ши­те его.