Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 № 5605
i

(1)Три дня пути вдоль бе­ре­гов Аф­ри­ки на ост­ров Со­ко­т­ра всё шло от­лич­но. (2)По­пут­ный ветер на­ду­вал па­ру­са, бле­сте­ла рябь оке­а­на, да кое-где взды­ма­лись фон­та­ны китов. (3)Вдруг ветер резко по­вер­нул на юг, небо за­во­лок­ло ту­ча­ми, волны по­бе­ле­ли, а через два часа на­ча­лась на­сто­я­щая буря. (4)Па­ру­са давно убра­ли, и ко­рабль с од­ни­ми мач­та­ми по­нес­ло на юг.

(5)Лишь на четвёртый день ветер стих. (6)Ка­пи­тан вышел на па­лу­бу, под­нял глаза и не узнал неба: толь­ко ма­лень­кая звёздоч­ка в со­звез­дии Боль­шой Мед­ве­ди­цы сто­я­ла со­всем низко. (7)«Несло нас на юг,  — стал рас­суж­дать ка­пи­тан,  — та звёздоч­ка спу­сти­лась к са­мо­му го­ри­зон­ту. Те­перь на север идём. Ин­те­рес­но, под­ни­мет­ся ли она?» (8)При­ка­зав раз­бу­дить себя перед рас­све­том, ка­пи­тан по­га­сил све­тиль­ник и за­снул. (9)Когда его раз­бу­ди­ли, он пер­вым делом гля­нул на север: та звез­да, ко­то­рую мы те­перь на­зы­ва­ем По­ляр­ной, сто­я­ла всё ещё низко, но она за­мет­но под­ня­лась. (10)И ка­пи­тан повёл ко­рабль на север до тех пор, пока По­ляр­ная звез­да не под­ня­лась на при­выч­ную для глаз вы­со­ту. (11)И тогда он при­ка­зал по­во­ра­чи­вать на запад и во все глаза смот­реть вперёд…

(12)На четвёртый день раз­дал­ся дол­го­ждан­ный воз­глас: «Земля!» (13)А ещё час спу­стя мат­ро­сы сто­я­ли на бе­ре­гу. (14)По­ляр­ная звез­да по­мог­ла мо­ре­хо­дам найти путь в оке­а­не!

 

(По А. Не­кра­со­ву)

В пред­ло­же­ни­ях 5–7 най­ди­те ан­то­ним к слову «вы­со­ко» и вы­пи­ши­те его.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пред­ло­же­нии 6 есть слово «низко», ко­то­рое яв­ля­ет­ся ан­то­ни­мом слова «вы­со­ко».

Ан­то­ни­мы  — слова с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем.

Ответ: низко.

Источник: ВПР. Рус­ский язык. 5 класс. Ва­ри­ант 6. 2022 год
Кодификатор Решу ВПР:
1
Тип Д8 C8 № 5601
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д9 C9 № 5602
i

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что ко­рабль взял курс на север? За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д10 № 5603
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 8–11 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


4
Тип Д11 № 5604
i

В пред­ло­же­ни­ях 1–3 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «силь­ный ветер боль­шой раз­ру­ши­тель­ной силы». Вы­пи­ши­те это слово.