Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д11 № 6107
i

Текст 2

(1)У ли­те­ра­тур­ных ска­зок есть ав­то­ры. (2)Вот не­ко­то­рые из них.

(3)Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин от­крыл для ли­те­ра­ту­ры по­э­зию ска­зоч­ных чудес, ввёл сказ­ку в ли­те­ра­ту­ру на пра­вах пол­но­прав­ной хо­зяй­ки. (4)Его луч­шие сказ­ки  — «Сказ­ка о попе и его ра­бот­ни­ке Балде», «Сказ­ка о мёртвой ца­рев­не и семи бо­га­ты­рях», «Сказ­ка о зо­ло­том пе­туш­ке».

(5)Пётр Пав­ло­вич Ершов в сказ­ке «Конёк-Гор­бу­нок» под­ра­жал ве­ли­ко­му Пуш­ки­ну. (6)При этом остал­ся самим собой  — ма­сте­ром, пе­ре­дав­шим кре­стьян­ский склад сказ­ки.

(7)Сер­гей Ти­мо­фе­е­вич Ак­са­ков в сказ­ке «Алень­кий цве­то­чек» со­при­ка­са­ет­ся со сказ­ка­ми Пуш­ки­на в мысли о силе ду­хов­ной стой­ко­сти че­ло­ве­ка перед лицом ис­пы­та­ний.

(8)Пи­са­тель Вла­ди­мир Фёдо­ро­вич Одо­ев­ский в сказ­ке «Го­ро­док в та­ба­кер­ке» изоб­ра­зил жиз­нен­ный быт, близ­кий для по­ни­ма­ния детей. (9)Сказ­ка о Мо­ро­зе Ива­но­ви­че и де­воч­ках Ру­ко­дель­ни­це и Ле­ни­ви­це вышла из на­род­ной рус­ской сказ­ки.

(10)Лев Ни­ко­ла­е­вич Тол­стой не раз об­ра­щал­ся к на­пи­са­нию ска­зок. (11)Он по­ме­щал их в «Аз­бу­ке» и «Рус­ских кни­гах для чте­ния».

(12)Алек­сей Мак­си­мо­вич Горь­кий хотел, чтобы ска­зоч­ная вы­дум­ка бу­ди­ла в че­ло­ве­ке же­ла­ние са­мо­му тво­рить чу­де­са.

(13)Са­му­ил Яко­вле­вич Мар­шак в сказ­ке «Две­на­дцать ме­ся­цев» сле­до­вал ка­но­ну на­род­ных ска­зок.

(14)Про­сле­див очень крат­ко путь ли­те­ра­тур­ной сказ­ки, мы видим, что она про­дол­жа­ет тра­ди­ции ска­зок на­род­ных. (15)Ли­те­ра­тур­ная сказ­ка, напоённая на­род­ной муд­ро­стью, пле­ня­ет чи­та­те­ля.

 

(По В. Ор­ло­ву-Корфу)

В пред­ло­же­ни­ях 1−3 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «нечто не­бы­ва­лое, по­ра­зи­тель­ное, удив­ля­ю­щее своей не­обы­чай­но­стью». Вы­пи­ши­те это слово.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ответ: чудо ИЛИ чудес.

Источник: ВПР. Рус­ский язык. 5 класс. Ва­ри­ант 8. 2023 год
Кодификатор Решу ВПР: Лек­си­че­ское зна­че­ние слова
1
Тип Д8 C8 № 6104
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д9 C9 № 6105
i

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что Пётр Пав­ло­вич Ершов, под­ра­жая Пуш­ки­ну, тем не менее остал­ся в сказ­ке «Конёк-Гор­бу­нок» самим собой? За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д10 № 6106
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 12−14 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


4
Тип Д12 № 6108
i

В пред­ло­же­ни­ях 11−13 най­ди­те ан­то­ним к слову «прав­да» и вы­пи­ши­те его.