СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР
Образовательный портал для подготовки к работам
Русский язык для 5 класса
русский язык–5
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 11 № 158

В предложениях 18—21 найдите слово со значением «сурово, угрюмо морщить». Выпишите это слово.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)У Кати было два зелёных карандаша. (2)А у Лены ни одного. (3)Вот и просит Лена Катю:

— (4)Дай мне зелёный карандаш.

(5)А Катя и говорит:

— (6)Спрошу у мамы.

(7)Встречаются обе девочки на другой день. (8)Спрашивает Лена:

— (9)Позволила мама?

(10)А Катя вздохнула и говорит:

— (11)Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— (12)Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. (13)Приходит Катя на другой день.

— (14)Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— (15)Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— (16)Я осторожненько, — говорит Лена.

— (17)Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери, не рисуй много.

— (18)Мне‚ — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо.

— (19)Это много, — говорит Катя.

(20)Стоит она и брови хмурит. (21)И лицо у неё недовольное. (22)Даже немного обиженное. (23)Посмотрела на неё Лена и отошла. (24)Не взяла карандаш. (25)Удивилась Катя, побежала за ней:

— (26)Ну, что ж ты? (27)Бери!

— (28)Не надо, — отвечает Лена.

(29)На уроке учитель спрашивает:

— (30)Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— (31)Карандаша зелёного нет.

— (32)А почему же ты у своей подружки не взяла?

(33)Молчит Лена. (34)А Катя покраснела как рак и говорит:

— (35)Я ей давала, а она не берёт.

(36)Посмотрел учитель на обеих:

— (37)Надо так давать, чтобы можно было взять, а жадничать — и себе, и другим вредить.

 

(По В. А. Осеевой)

1
Задание 10 № 157

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 20—22 текста. Запишите ответ.


2
Задание 12 № 159

В предложениях 33—37 найдите антоним к слову «помогать» и выпишите его.


3
Задание 8 № 167

Определите и запишите основную мысль текста.


4
Задание 9 № 168

Для чего Лене нужен был зелёный карандаш? Запишите ответ.

Пояснение.

В предложении 20 есть слово «хмурит», которое имеет значение «сурово, угрюмо морщить».

 

Ответ: хмурит или хмурить.