Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 № 181
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 8—12.

Текст 2

(1)У Нины боль­шая семья: мать, отец, два брата, две сест­ры, ба­буш­ка. (2)Нина самая ма­лень­кая: ей де­вять лет. (3)Ба­буш­ка самая стар­шая; ей во­семь­де­сят два года. (4)Когда семья обе­да­ет, у ба­буш­ки дро­жит рука. (5)Все к этому при­вык­ли и ста­ра­ют­ся не за­ме­чать. (6)Если же кто-ни­будь по­смот­рит на ба­буш­ки­ну руку и по­ду­ма­ет: по­че­му она дро­жит?  — рука её дро­жит ещё силь­нее. (7)Несёт ложку ба­буш­ка  — ложка дро­жит, ка­пель­ки на стол ка­па­ют.

(8)Скоро день рож­де­ния Нины. (9)Мать ска­за­ла, что на её име­ни­ны будет обед. (10)Она с ба­буш­кой испечёт боль­шой слад­кий пирог. (11)Пусть Нина при­гла­сит своих по­друг.

(12)При­шли гости. (13)Мама на­кры­ва­ет стол белой ска­тер­тью и ста­вит на ска­терть пирог. (14)Нина по­ду­ма­ла: и ба­буш­ка за стол сядет, а у неё рука дро­жит. (15)По­дру­ги сме­ять­ся будут, рас­ска­жут всем в школе.

(16)Нина ска­за­ла ти­хонь­ко маме:

— (17)Мама, пусть ба­буш­ка се­год­ня за стол не са­дит­ся...

— (18)По­че­му?  — Уди­ви­лась мама.

— (19)У неё рука дро­жит... (20)По­друж­ки сме­ять­ся будут...

(21)Мама по­блед­не­ла. (22)Не ска­зав ни слова, она сняла со стола белую ска­терть и спря­та­ла в шкаф.

(23)Потом мама долго си­де­ла молча и на­ко­нец ска­за­ла:

— (24)У нас се­год­ня ба­буш­ка боль­на. (25)Име­нин­но­го обеда не будет. (26)По­здрав­ляю тебя, Нина, с днём рож­де­ния. (27)Моё тебе по­же­ла­ние: на­учись ува­жать ста­рость! (28)Стыд­но её не ува­жать.

 

(По В.А. Су­хом­лин­ско­му)

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 21—23 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние. По­вест­во­ва­ние – это тип тек­ста, в ко­то­ром опи­сы­ва­ют­ся со­бы­тия в опре­делённой по­сле­до­ва­тель­но­сти.

 

Ответ: по­вест­во­ва­ние

Кодификатор Решу ВПР: Стили и функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи
1
Тип Д11 № 182
i

В пред­ло­же­ни­ях 23—27 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «от­но­сить­ся с по­чте­ни­ем». Вы­пи­ши­те это слово.


2
Тип Д12 № 183
i

В пред­ло­же­ни­ях 7—11 най­ди­те ан­то­ним к слову «ма­лень­кий» и вы­пи­ши­те его.


3
Тип Д8 C8 № 191
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


4
Тип Д9 C9 № 192
i

Какой факт в тек­сте сви­де­тель­ству­ет о том, что ба­буш­ка хочет сде­лать при­ят­ное Нине ко дню рож­де­ния? За­пи­ши­те ответ.