Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д8 C8 № 191
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 8—12.

Текст 2

(1)У Нины боль­шая семья: мать, отец, два брата, две сест­ры, ба­буш­ка. (2)Нина самая ма­лень­кая: ей де­вять лет. (3)Ба­буш­ка самая стар­шая; ей во­семь­де­сят два года. (4)Когда семья обе­да­ет, у ба­буш­ки дро­жит рука. (5)Все к этому при­вык­ли и ста­ра­ют­ся не за­ме­чать. (6)Если же кто-ни­будь по­смот­рит на ба­буш­ки­ну руку и по­ду­ма­ет: по­че­му она дро­жит?  — рука её дро­жит ещё силь­нее. (7)Несёт ложку ба­буш­ка  — ложка дро­жит, ка­пель­ки на стол ка­па­ют.

(8)Скоро день рож­де­ния Нины. (9)Мать ска­за­ла, что на её име­ни­ны будет обед. (10)Она с ба­буш­кой испечёт боль­шой слад­кий пирог. (11)Пусть Нина при­гла­сит своих по­друг.

(12)При­шли гости. (13)Мама на­кры­ва­ет стол белой ска­тер­тью и ста­вит на ска­терть пирог. (14)Нина по­ду­ма­ла: и ба­буш­ка за стол сядет, а у неё рука дро­жит. (15)По­дру­ги сме­ять­ся будут, рас­ска­жут всем в школе.

(16)Нина ска­за­ла ти­хонь­ко маме:

— (17)Мама, пусть ба­буш­ка се­год­ня за стол не са­дит­ся...

— (18)По­че­му?  — Уди­ви­лась мама.

— (19)У неё рука дро­жит... (20)По­друж­ки сме­ять­ся будут...

(21)Мама по­блед­не­ла. (22)Не ска­зав ни слова, она сняла со стола белую ска­терть и спря­та­ла в шкаф.

(23)Потом мама долго си­де­ла молча и на­ко­нец ска­за­ла:

— (24)У нас се­год­ня ба­буш­ка боль­на. (25)Име­нин­но­го обеда не будет. (26)По­здрав­ляю тебя, Нина, с днём рож­де­ния. (27)Моё тебе по­же­ла­ние: на­учись ува­жать ста­рость! (28)Стыд­но её не ува­жать.

 

(По В.А. Су­хом­лин­ско­му)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ос­нов­ная мысль тек­ста:

Нель­зя сты­дить­ся ста­ро­сти. (ИЛИ: Ста­рость нужно ува­жать).

 

Ос­нов­ная мысль тек­ста может быть при­ве­де­на в иной, близ­кой по смыс­лу фор­му­ли­ров­ке.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/ от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии 2
Мак­си­маль­ный балл2
1
Тип Д10 № 181
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 21—23 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


2
Тип Д11 № 182
i

В пред­ло­же­ни­ях 23—27 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «от­но­сить­ся с по­чте­ни­ем». Вы­пи­ши­те это слово.


3
Тип Д12 № 183
i

В пред­ло­же­ни­ях 7—11 най­ди­те ан­то­ним к слову «ма­лень­кий» и вы­пи­ши­те его.


4
Тип Д9 C9 № 192
i

Какой факт в тек­сте сви­де­тель­ству­ет о том, что ба­буш­ка хочет сде­лать при­ят­ное Нине ко дню рож­де­ния? За­пи­ши­те ответ.