СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР
Образовательный портал для подготовки к работам
Русский язык для 5 класса
русский язык–5
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 10 № 229

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7—8 текста. Запишите ответ.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Лето уже кончилось. (2)Сегодня пора было возвращаться с моря. (3)Петя‚ поднявшийся с рассветом, вышел во двор. (4)Сад, дом — всё здесь было в таинственной тени, и очертания грушевых деревьев ещё не потеряли своей ночной изысканности. (5)Солнце всходило из моря, но высокий берег ещё заслонял его.

(6)На мальчике был городской праздничный костюм, из которого он за лето сильно вырос. (7)Костюм казался слишком детским: шерстяная синяя матроска с белыми тесёмками, короткие штанишки, длинные чулки. (8)Вид дополняли башмаки на пуговицах и круглая соломенная шляпа с большими полями. (9)За лето мальчик сильно изменился внешне. (10)Он вытянулся, окреп, загорел, привык ходить босиком по колючкам в степи, купался три раза в день.

(11)Поёживаясь от холода, Петя медленно обошёл дом, прощаясь со всеми местами и местечками, где он так славно проводил лето. (12)Две знакомые утки прошли, оживлённо калякая, с демонстративным недоумением взглянув на взрослого мальчика, будто на чужого. (13)Лицемерки! — ещё вчера они крякали, выпрашивая у него кусочек ситной булки... (14)Петя почувствовал тоску расставания с прежней жизнью. (15)Он очень не хотел уезжать, но всей душой ощутил, что ему пора, он уже совершенно чужой в этом детском мире приморского степного утра. (16)Он уже другой, он стал старше. (17)Наступило время прощаться с детством.

 

(По В. Катаеву)

1
Задание 11 № 230

В предложениях 1—4 найдите слово со значением «утончённость, изящество». Выпишите это слово.


2
Задание 12 № 231

В пред­ло­же­ни­ях 8—10 най­ди­те си­но­ним к слову «вырос» и вы­пи­ши­те его.


3
Задание 8 № 239

Определите и запишите основную мысль текста.


4
Задание 9 № 240

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что Пете не хо­те­лось про­щать­ся с дет­ством? За­пи­ши­те ответ.

По­яс­не­ние.

В пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но опи­са­ние. Опи­са­ние – это тип тек­ста, в ко­то­ром на­зы­ва­ют­ся, опи­сы­ва­ют­ся при­зна­ки чего-либо или кого-либо: пред­ме­тов, при­ро­ды, мест, людей, жи­вот­ных. Эти при­зна­ки про­яв­ля­ют­ся в один и тот же пе­ри­од вре­ме­ни.

 

Ответ: опи­са­ние