Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 № 229
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 8—12.

Текст 2

(1)Лето уже кон­чи­лось. (2)Се­год­ня пора было воз­вра­щать­ся с моря. (3)Петя‚ под­няв­ший­ся с рас­све­том, вышел во двор. (4)Сад, дом  — всё здесь было в та­ин­ствен­ной тени, и очер­та­ния гру­ше­вых де­ре­вьев ещё не по­те­ря­ли своей ноч­ной изыс­кан­но­сти. (5)Солн­це всхо­ди­ло из моря, но вы­со­кий берег ещё за­сло­нял его.

(6)На маль­чи­ке был го­род­ской празд­нич­ный ко­стюм, из ко­то­ро­го он за лето силь­но вырос. (7)Ко­стюм ка­зал­ся слиш­ком дет­ским: шер­стя­ная синяя мат­рос­ка с бе­лы­ми тесёмками, ко­рот­кие шта­ниш­ки, длин­ные чулки. (8)Вид до­пол­ня­ли баш­ма­ки на пу­го­ви­цах и круг­лая со­ло­мен­ная шляпа с боль­ши­ми по­ля­ми. (9)За лето маль­чик силь­но из­ме­нил­ся внеш­не. (10)Он вы­тя­нул­ся, окреп, за­го­рел, при­вык хо­дить бо­си­ком по ко­люч­кам в степи, ку­пал­ся три раза в день.

(11)Поёжи­ва­ясь от хо­ло­да, Петя мед­лен­но обошёл дом, про­ща­ясь со всеми ме­ста­ми и ме­стеч­ка­ми, где он так слав­но про­во­дил лето. (12)Две зна­ко­мые утки про­шли, оживлённо ка­ля­кая, с де­мон­стра­тив­ным не­до­уме­ни­ем взгля­нув на взрос­ло­го маль­чи­ка, будто на чу­жо­го. (13)Ли­це­мер­ки!  — ещё вчера они кря­ка­ли, вы­пра­ши­вая у него ку­со­чек сит­ной булки... (14)Петя по­чув­ство­вал тоску рас­ста­ва­ния с преж­ней жиз­нью. (15)Он очень не хотел уез­жать, но всей душой ощу­тил, что ему пора, он уже со­вер­шен­но чужой в этом дет­ском мире при­мор­ско­го степ­но­го утра. (16)Он уже дру­гой, он стал стар­ше. (17)На­сту­пи­ло время про­щать­ся с дет­ством.

 

(По В. Ка­та­е­ву)

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 7—8 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но опи­са­ние. Опи­са­ние – это тип тек­ста, в ко­то­ром на­зы­ва­ют­ся, опи­сы­ва­ют­ся при­зна­ки чего-либо или кого-либо: пред­ме­тов, при­ро­ды, мест, людей, жи­вот­ных. Эти при­зна­ки про­яв­ля­ют­ся в один и тот же пе­ри­од вре­ме­ни.

 

Ответ: опи­са­ние

Кодификатор Решу ВПР: Стили и функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи
1
Тип Д11 № 230
i

В пред­ло­же­ни­ях 1—4 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «утончённость, изя­ще­ство». Вы­пи­ши­те это слово.


2
Тип Д12 № 231
i

В пред­ло­же­ни­ях 8—10 най­ди­те си­но­ним к слову «вырос» и вы­пи­ши­те его.


3
Тип Д8 C8 № 239
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


4
Тип Д9 C9 № 240
i

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что Пете не хо­те­лось про­щать­ся с дет­ством? За­пи­ши­те ответ.