Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д8 C8 № 239
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 8—12.

Текст 2

(1)Лето уже кон­чи­лось. (2)Се­год­ня пора было воз­вра­щать­ся с моря. (3)Петя‚ под­няв­ший­ся с рас­све­том, вышел во двор. (4)Сад, дом  — всё здесь было в та­ин­ствен­ной тени, и очер­та­ния гру­ше­вых де­ре­вьев ещё не по­те­ря­ли своей ноч­ной изыс­кан­но­сти. (5)Солн­це всхо­ди­ло из моря, но вы­со­кий берег ещё за­сло­нял его.

(6)На маль­чи­ке был го­род­ской празд­нич­ный ко­стюм, из ко­то­ро­го он за лето силь­но вырос. (7)Ко­стюм ка­зал­ся слиш­ком дет­ским: шер­стя­ная синяя мат­рос­ка с бе­лы­ми тесёмками, ко­рот­кие шта­ниш­ки, длин­ные чулки. (8)Вид до­пол­ня­ли баш­ма­ки на пу­го­ви­цах и круг­лая со­ло­мен­ная шляпа с боль­ши­ми по­ля­ми. (9)За лето маль­чик силь­но из­ме­нил­ся внеш­не. (10)Он вы­тя­нул­ся, окреп, за­го­рел, при­вык хо­дить бо­си­ком по ко­люч­кам в степи, ку­пал­ся три раза в день.

(11)Поёжи­ва­ясь от хо­ло­да, Петя мед­лен­но обошёл дом, про­ща­ясь со всеми ме­ста­ми и ме­стеч­ка­ми, где он так слав­но про­во­дил лето. (12)Две зна­ко­мые утки про­шли, оживлённо ка­ля­кая, с де­мон­стра­тив­ным не­до­уме­ни­ем взгля­нув на взрос­ло­го маль­чи­ка, будто на чу­жо­го. (13)Ли­це­мер­ки!  — ещё вчера они кря­ка­ли, вы­пра­ши­вая у него ку­со­чек сит­ной булки... (14)Петя по­чув­ство­вал тоску рас­ста­ва­ния с преж­ней жиз­нью. (15)Он очень не хотел уез­жать, но всей душой ощу­тил, что ему пора, он уже со­вер­шен­но чужой в этом дет­ском мире при­мор­ско­го степ­но­го утра. (16)Он уже дру­гой, он стал стар­ше. (17)На­сту­пи­ло время про­щать­ся с дет­ством.

 

(По В. Ка­та­е­ву)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ос­нов­ная мысль тек­ста:

Петя по­ни­ма­ет, что при­ш­ла пора про­щать­ся с дет­ством.

(И/ИЛИ каж­дый ребёнок когда-ни­будь по­ни­ма­ет, что при­хо­дит время про­щать­ся с дет­ством).

 

Ос­нов­ная мысль тек­ста может быть при­ве­де­на в иной, близ­кой по смыс­лу фор­му­ли­ров­ке.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/ от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии 2
Мак­си­маль­ный балл2
1
Тип Д10 № 229
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 7—8 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


2
Тип Д11 № 230
i

В пред­ло­же­ни­ях 1—4 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «утончённость, изя­ще­ство». Вы­пи­ши­те это слово.


3
Тип Д12 № 231
i

В пред­ло­же­ни­ях 8—10 най­ди­те си­но­ним к слову «вырос» и вы­пи­ши­те его.


4
Тип Д9 C9 № 240
i

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что Пете не хо­те­лось про­щать­ся с дет­ством? За­пи­ши­те ответ.