Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д8 C8 № 4114
i

(1)Од­на­ж­ды Во­ло­дя и его стар­ший брат Саша шли лесом по чуть за­мет­но­му следу ка­ко­го-то че­ло­ве­ка. (2)По­топ­тан­ная им трава под­ня­лась, вмя­ти­ны, остав­лен­ные его но­га­ми, были давно за­сы­па­ны лист­вой и хвоей. (3)Ино­гда при­хо­ди­лось уга­ды­вать путь толь­ко по тем мет­кам, ко­то­рые он остав­лял ми­мо­хо­дом. (4)Вот по­ве­сил не­зна­ко­мый че­ло­век бе­ре­стя­ной

ков­шик над рас­чи­щен­ным род­ни­ком. (5)Можно чи­стой воды по­пить. (6)Вот по­ло­жил две жер­дин­ки через ручей. (7)Можно прой­ти, не за­мо­чив ног. (8)Вот убрал он с пути опас­но на­вис­ший, по­ло­ман­ный бурей боль­шой ду­бо­вый сук.

(9)Саша вы­брал путь на­пря­мик, чтобы по­ко­ро­че прой­ти к из­буш­ке лес­ни­ка. (10)Дети вме­сте с ро­ди­те­ля­ми со­би­ра­ли грибы и за­блу­ди­лись. (11)С тре­во­гой по­гля­ды­вая на млад­ше­го брата, Саша думал:

— (12)Мы, ко­неч­но, вы­бе­рем­ся, вот толь­ко Во­ло­дя уста­нет, по­то­му что ма­лень­кий.

(13)Но, к его удив­ле­нию, при­устав­ший и вспо­тев­ший от лес­ной ду­хо­ты Во­ло­дя

улы­бал­ся.

— (14)Чему ты ра­ду­ешь­ся?  — спро­сил его Саша.  — (15)От­че­го тебе так ве­се­ло?

— (16)А ты ни­че­го не за­ме­ча­ешь?  — лу­ка­во при­щу­рив­шись, ска­зал Во­ло­дя.  — (17)Перед нами прошёл очень доб­рый че­ло­век, сколь­ко хо­ро­ше­го оста­вил он на своём пути!

(18)Поражённый, Саша даже оста­но­вил­ся: от­ку­да такие мысли у ма­лы­ша?

(19)Он по­ры­ви­сто обнял Во­ло­дю, а потом ска­зал слова, ко­то­рые млад­ше­му брату за­пом­ни­лись на­все­гда:

— (20)Вот так, Во­ло­дя, и жизнь надо прой­ти, оста­вив след своих доб­рых дел!

 

(По Н. Бог­да­но­ву)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Жизнь надо прой­ти, оста­вив след своих доб­рых дел!

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/ от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии 2
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ВПР. Рус­ский язык. 5 класс. Ва­ри­ант 3. 2020 год
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д9 C9 № 4115
i

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что Саша был поражён мыс­ля­ми млад­ше­го брата? За­пи­ши­те ответ.


2
Тип Д10 № 4116
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 1−2 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д11 № 4117
i

В пред­ло­же­ни­ях 4−6 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «вод­ный ис­точ­ник, те­ку­щий из глу­би­ны земли, ключ». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д12 № 4118
i

В пред­ло­же­ни­ях 11−12 най­ди­те ан­то­ним к слову «стар­ший» и вы­пи­ши­те его.