Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Текст 2

(1)Мама за­дер­жа­лась в го­ро­де. (2)Уви­дев Алину и Динку с за­пла­кан­ны­ми гла­за­ми, она тре­вож­но спро­си­ла, что у них стряс­лось. (3)«Ни­че­го, это мы по­ду­ма­ли, что с тобой что- ни­будь слу­чи­лось»,  — от­ве­ти­ла Алина.

(4)Мама успо­ко­и­лась и на­пом­ни­ла доч­кам, что те во­об­ще любят пла­кать по вся­ко­му по­во­ду. (5)Оби­де­лись  — за­пла­ка­ли, по­ссо­ри­лись  — за­пла­ка­ли. (6)Про­сто не­ис­ся­ка­е­мые ко­лод­цы какие-то! (7)Мама го­во­рит, что че­ло­век пла­чет, когда слу­ча­ет­ся горе или ему жаль кого-ни­будь, а по­мочь не может и не пла­кать не может  — так тя­же­ло ему. (8)Сама она ста­ра­ет­ся не пла­кать, хотя вся­ких не­при­ят­но­стей в жизни хва­та­ет. (9)Алина, при­жи­ма­ясь к маме щекой, за­ме­ча­ет, что взрос­лые во­об­ще редко пла­чут. (10)Но мама про­дол­жа­ет убеж­дать до­че­рей, ведь ма­лень­кие тоже когда-ни­будь ста­нут взрос­лы­ми. (11)Она уве­ре­на: надо рас­тить себя креп­ки­ми, стой­ки­ми, иначе оста­нешь­ся ны́тиком на всю жизнь. (12)Есть такие люди на свете, ко­то­рые вечно хны­чут и жа­лу­ют­ся, с ними не­при­ят­но об­щать­ся.

(13)Динка ве­се­ло за­ма­ха­ла рукой и ска­за­ла, что ревёт, когда за­хо­чет, осо­бен­но от зло­сти или жа­ло­сти. (14)А ино­гда ещё и но­га­ми, и ру­ка­ми дры­га­ет. (15)Алина за­хо­хо­та­ла, пред­ста­вив себе такую стран­ную кар­ти­ну: ва­ля­ет­ся взрос­лая тётень­ка, ру­ка­ми и но­га­ми дры­га­ет и ревёт не своим го­ло­сом. (16)Мама тоже ве­се­ло за­сме­я­лась, но твёрдо сто­я­ла на своём.

(17)Маме так хо­чет­ся, чтобы де­воч­ки по­ня­ли: че­ло­век дол­жен уметь сдер­жи­вать­ся, слёзы очень ред­кая и до­ро­гая вещь, их не льют, как воду.

 

(По В. Осе­е­вой)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Че­ло­век дол­жен уметь сдер­жи­вать­ся, слёзы  — это очень ред­кая и до­ро­гая вещь, их не льют, как воду.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/ от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1

По­че­му, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, мама де­во­чек счи­та­ет, что надо учить­ся сдер­жи­вать себя с са­мо­го дет­ства? За­пи­ши­те ответ.


2

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 16–17 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д11 № 477
i

В пред­ло­же­ни­ях 11–12 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «слез­ли­во жа­ло­вать­ся, из­да­вать но­ю­щие звуки». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д12 № 478
i

В пред­ло­же­ни­ях 7−9 най­ди­те ан­то­ним к слову «часто» и вы­пи­ши­те его.