Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

(1)Наш дом на­хо­дил­ся на краю посёлка. (2)От­сю­да и до речки рукой по­дать, и до оре­хо­вой рощи: летом хо­чешь ку­пай­ся, а хо­чешь  — орехи со­би­рай, вот тебе и удо­воль­ствия! (3)Я уже учил­ся в пятом клас­се, ос­но­ва­ми сто­ляр­но­го ре­мес­ла вла­дел. (4)Как-то вес­ной я сде­лал за­но­во поч­то­вый ящик, толь­ко щель, куда долж­ны опус­кать­ся пись­ма и га­зе­ты, вышла ве­ли­ко­ва­той. (5)Но папа ра­бо­ту одоб­рил: «Ящик от­лич­ный! Жди доб­рых ве­стей!»

(6)Про­шло не­сколь­ко дней, и я, воз­вра­ща­ясь из школы, за­гля­нул в поч­то­вый ящик. (7)Вдруг от­ту­да вы­порх­ну­ла ма­лень­кая птич­ка с жёлтой груд­кой. (8)Я за­гля­нул в щель и уви­дел на дне гнёздыш­ко из пе­рьев, со­ло­ми­нок и шер­сти. (9)В гнез­де я рас­смот­рел шесть белых яиц с ко­рич­не­вы­ми пят­ныш­ка­ми. (10)А через не­де­лю в поч­то­вом гнез­де (так мы на­зы­ва­ли его в шутку) вы­ве­лось шесть ма­лень­ких птен­чи­ков. (11)При­мер­но через три не­де­ли под­рос­шие птен­цы впер­вые вы­ле­те­ли из гнез­да и, слов­но горох, рас­сы­па­лись по саду: кто сел на де­ре­вья, кто  — на траву.

(12)Как-то папа ска­зал, что поч­то­вый ящик пора рас­чи­стить, чтобы он слу­жил сво­е­му пря­мо­му на­зна­че­нию, а для птиц надо сма­сте­рить си­нич­ник. (13)Домик для наших ма­лень­ких дру­зей мы сде­ла­ли в тот же день. (14)«Доб­рое дело все­гда от­пла­чи­ва­ет­ся доб­ром,  — улыб­нул­ся папа.  — Ведь си­ни­цы  — не­за­ме­ни­мые по­мощ­ни­ки са­до­во­да!»

 

(По Н. Кра­силь­ни­ко­ву)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ос­нов­ная мысль тек­ста:

Доб­рое дело все­гда от­пла­чи­ва­ет­ся доб­ром.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/ от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии 2
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д9 C9 № 4904
i

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что си­нич­ка свила гнез­до для клад­ки яиц? За­пи­ши­те ответ.


2
Тип Д10 № 4905
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 6−9 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д11 № 4906
i

В пред­ло­же­ни­ях 3–5 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «узкое про­дол­го­ва­тое от­вер­стие». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д12 № 4907
i

В пред­ло­же­ни­ях 12–14 най­ди­те ан­то­ним к слову «злое» и вы­пи­ши­те его.