Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 № 512
i

Текст 2

(1)За­бав­ные у птиц встре­ча­ют­ся имена! (2)На­при­мер, птица по­ган­ка. (3)По­ган­ка, да ещё и ро­га­тая! (4)Или птич­ка за­ви­руш­ка, или юла. (5)А вот со­всем милые имена: ов­сян­ка, про­сян­ка, ко­ноп­лян­ка, ма­ли­нов­ка и даже че­че­ви­ца! (6)А разве пло­хое на­зва­ние чиж или чечётка, зе­ле­нуш­ка, си­не­хвост­ка или си­зо­во­рон­ка! (7)На­зва­ния-про­зви­ща лучше всего: в них и вни­ма­ние, и ра­дость от встре­чи, и сча­стье от­кры­тия. (8)За­рян­ка  — это та, что поёт на заре. (9)Ку­куш­ка «ку-ку» да «ку-ку», и чем доль­ше ку­ку­ет, тем ты боль­ше до­во­лен. (10)Бы­ва­ют на­зва­ния и скуч­ные: ка­мен­ка обык­но­вен­ная, гор­ли­ца обык­но­вен­ная, звон­ко­го­ло­сую и белощёкую нашу си­ни­цу тоже на­зы­ва­ют обык­но­вен­ной.

(11)С этим я не могу со­гла­сить­ся: она по­ра­зи­ла меня с пер­вой же встре­чи. (12)А было это дав­ным-давно. (13)По­па­лась од­на­ж­ды си­ни­ца в охот­ни­чью ло­вуш­ку. (14)Я взял её в руку, осво­бо­дил, а она... умер­ла! (15)Толь­ко что была живая и рез­вая, щи­па­ла с вы­вер­та­ми за паль­цы  — и вот умер­ла. (16)Я рас­те­рян­но раз­жал руку: си­нич­ка не­по­движ­но ле­жа­ла на рас­кры­той ла­до­ни вверх лап­ка­ми. (17)Я по­дер­жал, по­дер­жал и по­ло­жил её на пенёк, и толь­ко руку отвёл  — си­нич­ка вскрик­ну­ла и уле­те­ла! (18)Какая же она обык­но­вен­ная, если такая не­обык­но­вен­ная об­ман­щи­ца: за­хо­чет  — умрёт, за­хо­чет  — вос­крес­нет.

(19)Не могут птицы быть «обык­но­вен­ны­ми»! (20)Вы толь­ко к ним при­смот­ри­тесь, при­слу­шай­тесь. (21)Живое не бы­ва­ет обык­но­вен­ным.

 

(По Н. Слад­ко­ву)

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 5−7 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пред­ло­же­ни­ях 5−7 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

 

Ответ: рас­суж­де­ние.

Источник: ВПР. Рус­ский язык. 5 класс. Ва­ри­ант 9. 2018 год
Кодификатор Решу ВПР: Стили и функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи
1
Тип Д8 C8 № 510
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д9 C9 № 511
i

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что всем зна­ко­мую си­ни­цу нель­зя счи­тать обык­но­вен­ной пти­цей? За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д11 № 513
i

В пред­ло­же­ни­ях 10−12 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «про­из­ве­сти силь­ное впе­чат­ле­ние, силь­но уди­вить, изу­мить». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д12 № 514
i

В пред­ло­же­ни­ях 11−13 най­ди­те ан­то­ним к слову «по­спо­рить» и вы­пи­ши­те его.