Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д11 № 525
i

Текст 2

(1)Пуш­кин начал пи­сать очень рано. (2)Сест­ра его рас­ска­зы­ва­ла, что ещё де­вя­ти­лет­ним маль­чи­ком до по­ступ­ле­ния в Лицей он про­бо­вал со­чи­нять. (3)Он разыг­ры­вал перед сест­рой ма­лень­кие ко­ме­дии. (4)Когда одну из них Ольга Сер­ге­ев­на осме­я­ла, Пуш­кин не оби­дел­ся, а сам на себя со­чи­нил по-фран­цуз­ски эпи­грам­му.

(5)Мно­гих древ­них и со­вре­мен­ных пи­са­те­лей Пуш­кин тоже по­лю­бил в ран­нем дет­стве. (6)Едва на­учив­шись чи­тать, он за­би­рал­ся в от­цов­ский ка­би­нет, до­ста­вал из книж­но­го шкафа какой-ни­будь томик в кра­си­вом пе­ре­плёте и по­гру­жал­ся в чу­дес­ный мир фан­та­зии. (7)В семье книги очень це­ни­ли. (8)Отец Пуш­ки­на, Сер­гей Льво­вич, пре­крас­но знал ли­те­ра­ту­ру, ма­стер­ски де­кла­ми­ро­вал, сам писал изящ­ные стихи. (9)Ва­си­лий Льво­вич, дядя Алек­сандра, был при­знан­ным по­этом. (10)В го­сти­ной у Пуш­ки­ных по­сто­ян­но бы­ва­ли пи­са­те­ли и поэты, го­во­ри­ли и спо­ри­ли о ли­те­ра­ту­ре. «(11)В самом мла­ден­че­стве,  — вспо­ми­нал о сыне Сер­гей Льво­вич,  — он по­ка­зы­вал боль­шое ува­же­ние к пи­са­те­лям. (12)Когда к нам в гости при­ез­жал Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич Ка­рам­зин, ше­сти­лет­ний Алек­сандр вслу­ши­вал­ся в его раз­го­во­ры и не спус­кал с него глаз». (13)А когда ма­лень­ко­го Сашу уво­ди­ли из го­сти­ной в дет­скую и укла­ды­ва­ли спать, няня Арина Ро­ди­о­нов­на при­ни­ма­лась на­пе­вать ему песни, рас­ска­зы­вать рус­ские на­род­ные сказ­ки. (14)Он за­сы­пал под пе­ву­чий голос няни.

(15)Книги, раз­го­во­ры пи­са­те­лей и по­этов в го­сти­ной, сказ­ки и песни няни  — всё это пи­та­ло душу ма­лень­ко­го Саши, от­кла­ды­ва­лось в па­мя­ти и позже по­вли­я­ло на его твор­че­ство.

 

(По М. Ба­си­ной)

В пред­ло­же­ни­ях 10−12 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «чув­ство по­чте­ния, при­зна­ние до­сто­инств дру­го­го че­ло­ве­ка». Вы­пи­ши­те это слово.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пред­ло­же­нии 11 есть слово «ува­же­ние», ко­то­рое имеет зна­че­ние «чув­ство по­чте­ния, при­зна­ние до­сто­инств дру­го­го че­ло­ве­ка».

 

Ответ: ува­же­ние.

Источник: ВПР. Рус­ский язык. 5 класс. Ва­ри­ант 10. 2018 год
Кодификатор Решу ВПР: Лек­си­че­ское зна­че­ние слова
1
Тип Д8 C8 № 522
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д9 C9 № 523
i

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что Пуш­ки­ну нра­ви­лось чи­тать книги? За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д10 № 524
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 12−14 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


4
Тип Д12 № 526
i

В пред­ло­же­ни­ях 1−4 най­ди­те ан­то­ним к слову «боль­шой» и вы­пи­ши­те его.