Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 № 5545
i

(1)В этот вечер я за­стал Ми­ха­и­ла Ми­хай­ло­ви­ча на ска­мей­ке на бе­ре­гу реки. (2)На её кру­том бе­ре­гу ост­ро­ва­ми раз­рос­ся ки­прей.

— (3)Ки­прей  — наш по­мощ­ник,  — за­ме­тил Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич.

— (4)А ки­прей чем вам по­мо­га­ет?

(5)Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич начал рас­ска­зы­вать.

(6)Ки­прей раз­рас­та­ет­ся на лес­ных по­жа­ри­щах и по­руб­ках. (7)Не­дав­но ещё ки­прей счи­та­ли сор­ной тра­вой. (8)Лес­ни­ки без­жа­лост­но его вы­ры­ва­ли, по­то­му что счи­та­ли, будто ки­прей за­глу­ша­ет по­бе­ги сосен, от­ни­ма­ет у них свет и влагу.

(9)Но вско­ре за­ме­ти­ли, что со­сен­ки в тех ме­стах, где уни­что­жен ки­прей, со­всем не могут бо­роть­ся с хо­ло­дом и от пер­вых утрен­них мо­ро­зов на­чи­сто по­ги­ба­ют.

(10)Учёные на­ча­ли ис­кать при­чи­ну этого и нашли.

— (11)Что же ока­за­лось?  — спро­сил Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич и сам от­ве­тил:  — Ока­за­лось, что ки­прей  — очень тёплый цве­ток. (12)Когда уда­рит осен­ний мороз и иней по­се­реб­рит траву, то около ки­прея инея нету. (13)Этот цве­ток вы­де­ля­ет из себя теп­ло­ту. (14)И в теп­ло­те рас­тут без стра­ха все сла­бень­кие по­бе­ги, пока зима не при­кро­ет их, как ват­ным оде­я­лом, глу­бо­ким снеж­ком. (15)Ки­прей все­гда раз­рас­та­ет­ся рядом с мо­ло­ды­ми сос­на­ми. (16)Это их сто­рож, их за­щит­ник. (17)Бы­ва­ет, в силь­ный мороз у ки­прея отмёрзнет вся вер­хуш­ка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теп­ло­той. (18)Са­мо­от­вер­жен­ный цве­ток! (19)Нет у мо­ло­дых сосен луч­ше­го друга, чем ки­прей.

 

(По К. Па­у­стов­ско­му)

В пред­ло­же­ни­ях 9−12 най­ди­те ан­то­ним к слову «хо­лод­ный» и вы­пи­ши­те его.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пред­ло­же­нии 11 есть слово «тёплый», яв­ля­ю­ще­е­ся ан­то­ни­мом к слову «хо­лод­ный».

Ан­то­ни­мы  — слова с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем.

 

Ответ: тёплый.

Источник: ВПР. Рус­ский язык. 5 класс. Ва­ри­ант 1. 2022 год
Кодификатор Решу ВПР:
1
Тип Д8 C8 № 5541
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д9 C9 № 5542
i

Какой факт сви­де­тель­ству­ет о том, что ки­прей счи­та­ли сор­ной тра­вой? За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д10 № 5543
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 11−14 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


4
Тип Д11 № 5544
i

В пред­ло­же­ни­ях 5–8 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «место, где вы­руб­лен лес». Вы­пи­ши­те это слово.