Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д8 C8 № 6116
i

Текст 2

(1)На всех снеж­ных полях рыжие пятна по­яви­лись  — про­та­ли­ны. (2)Это ап­рель­ские вес­нуш­ки, яркая при­ме­та на­сту­па­ю­щей весны.

(3)День ото дня их всё боль­ше и боль­ше. (4)Не успе­ешь и гла­зом морг­нуть, как все эти ма­лень­кие вес­нуш­ки со­льют­ся в одну боль­шую весну.

(5)Всю дол­гую зиму в лесу и полях пахло сне­гом. (6)Сей­час от­та­я­ли новые за­па­хи. (7)Где полз­ком, а где на лёгких струй­ках ветра по­нес­лись они над землёй.

(8)Чёрные пла­сты от­та­яв­шей пашни, как чёрные гряды волн, пах­нут землёй и вет­ром. (9)В лесу пах­нет пре­лы­ми ли­стья­ми и на­гре­той корой.

(10)За­па­хи со­чат­ся ото­всю­ду: из от­та­яв­шей земли, сквозь первую зелёную ще­тин­ку травы, сквозь пер­вые цветы, по­хо­жие на брыз­ги солн­ца. (11)Струй­ка­ми сте­ка­ют с пер­вых клей­ких ли­сточ­ков берёз, ка­па­ют вме­сте с берёзовым соком.

(12)По их не­ви­ди­мым па­ху­чим тро­пин­кам то­ро­пят­ся к цве­там пер­вые пчёлы и мчат­ся пер­вые ба­боч­ки. (13)Зай­чиш­ки так и шмы­га­ют но­са­ми  — чуют зелёную трав­ку!

(14)Быст­рые лес­ные ручьи впи­та­ли в себя за­па­хи мхов, ста­рой травы, ле­жа­лых ли­стьев, тяжёлых берёзовых ка­пель  — и по­нес­ли по земле.

(15)За­па­хов всё боль­ше и боль­ше; они всё гуще и слаще. (16)И даже пер­вая зелёная дымка над берёзами ка­жет­ся не цве­том, а за­па­хом.

(17)Вес­нуш­ки-про­та­лин­ки сли­лись в весну. (18)Весна на­бра­ла силу и тор­же­ствен­но ше­ству­ет по земле.

 

(По Н. Слад­ко­ву)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Весна на­бра­ла силу и тор­же­ствен­но ше­ству­ет по земле.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/ от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ВПР. Рус­ский язык. 5 класс. Ва­ри­ант 9. 2023 год
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д9 C9 № 6117
i

Что, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, яв­ля­ет­ся яркой при­ме­той на­сту­па­ю­щей весны? За­пи­ши­те ответ.


2
Тип Д10 № 6118
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 8−9 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д11 № 6119
i

В пред­ло­же­ни­ях 1−3 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «место, где стаял снег и от­кры­лась земля». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д12 № 6120
i

В пред­ло­же­ни­ях 7−9 най­ди­те ан­то­ним к слову «белые» и вы­пи­ши­те его.