Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д8 C8 № 546
i

Текст 2

(1)Спо­соб­ность птиц ле­тать все­гда при­вле­ка­ла че­ло­ве­ка. (2)Птицы машут кры­лья­ми и летят: одни тише, дру­гие быст­рей. (3)Есть птицы, ко­то­рые могут ле­тать, не дви­гая кры­лья­ми, − они паря́т. (4)Орлы и грифы на вос­хо­дя­щих по­то­ках воз­ду­ха спо­соб­ны под­нять­ся под об­ла­ка, не взмах­нув ни разу кры­лом. (5)Аль­ба­тро­сы, бу­ре­вест­ни­ки и чайки ча­са­ми паря́т над оке­а­ном. (6)У па­ря­щих птиц боль­шие кры­лья  — либо очень длин­ные, либо очень ши­ро­кие. (7)У птиц, жи­ву­щих в лесу  — глу­ха­рей, синиц, дят­лов,  — кры­лья ши­ро­кие и ко­рот­кие. (8)С та­ки­ми кры­лья­ми удоб­но ла­ви­ро­вать среди гу­стых вет­вей. (9)А у птиц, ко­то­рые да­ле­ко и быст­ро ле­та­ют  — у стри­жей, ла­сто­чек, ку­ли­ков, − на­о­бо­рот, кры­лыш­ки узень­кие и длин­ные.

(10)Почти все птицы  — хо­ро­шие ле­ту­ны. (11)Ра­ке­той взле­та­ет из-под ног фазан. (12)Стре­лой про­но­сит­ся через по­ля­ну яст­реб. (13)Кам­нем па­да­ет на до­бы­чу сокол. (14)Орлы по­ка­зы­ва­ют фи­гу­ры выс­ше­го пи­ло­та­жа: «бочки», «мёртвые петли», «пи­ки­ро­ва­ние». (15)А кро­шеч­ный ко­либ­ри может ле­теть даже стоя, спи­ной вперёд! (16)Вот что зна­чат для птицы кры­лья!

(17)Не­уди­ви­тель­но, что с древ­них времён че­ло­век хотел на­учить­ся ле­тать. (18)Икар, герой древ­не­гре­че­ско­го мифа, по­пла­тил­ся жиз­нью, решив по­ле­теть на сде­лан­ных его отцом кры­льях. (19)Лео­нар­до да Винчи, зна­ме­ни­тый ита­льян­ский ху­дож­ник и учёный, изоб­ре­та­тель, в эпоху Воз­рож­де­ния со­здал чер­те­жи мно­гих ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов, но по­ле­теть, как птица, так и не смог. (20)Лишь в конце де­вят­на­дца­то­го века ис­сле­до­ва­ния увен­ча­лись успе­хом, и те­перь мы ле­та­ем на самолётах и хоть не­мно­го пред­став­ля­ем, что чув­ству­ет в полёте птица.

 

 

(По Н. Слад­ко­ву)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Кры­лья поз­во­ля­ют пти­цам ле­тать, и эта спо­соб­ность птиц с древ­них времён при­вле­ка­ла че­ло­ве­ка: он тоже хотел на­учить­ся ле­тать.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/ от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ВПР. Рус­ский язык. 5 класс. Ва­ри­ант 12. 2018 год
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д9 C9 № 547
i

Какие факты, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ют о том, что люди в раз­ное время меч­та­ли на­учить­ся ле­тать, как птицы? За­пи­ши­те ответ.


2
Тип Д10 № 548
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 6−7 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д11 № 549
i

В пред­ло­же­ни­ях 18−20 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «до­ку­мент, со­дер­жа­щий кон­тур­ное изоб­ра­же­ние из­де­лия и дан­ные для его со­зда­ния». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д12 № 550
i

В пред­ло­же­ни­ях 5−8 най­ди­те ан­то­ним к слову «длин­ный» и вы­пи­ши­те его.