Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

(1)Вы­хо­жу я на по­ля­ну  — вся по­ля­на за­бро­са­на оду­ван­чи­ка­ми! (2)Кто-то на­ткнул­ся на эти зо­ло­тые рос­сы­пи, глаза у них раз­бе­жа­лись  — давай рвать. (3)А на­рва­ли  — куда де­вать эти охап­ки? (4)Не те это цветы, чтобы их в вазы ста­вить: пах­нут тра­вой, на вид не­ка­зи­стые. (5)И очень обык­но­вен­ные! (6)Рас­тут где угод­но, везде их много, всем они при­мель­ка­лись. (7)Со­бра­ли венки и бу­ке­ты и вы­бро­си­ли. (8)По­ду­ма­ешь, оду­ван­чи­ки! (9)Это не ор­хи­деи. (10)Ка­жет­ся, даже чис­лят­ся сор­ня­ка­ми. (11)Может, и в самом деле ни­че­го в них осо­бен­но­го и ин­те­рес­но­го. (12)Прав­да, ра­до­ва­ли же они кого-то. (13)А те­перь…

(14)Все­гда как-то не по себе, когда ви­дишь такое вот ра­зо­ре­ние. (15)Перья ли рас­тер­зан­ной птицы, обо­дран­ные ли берёзы, рас­ки­дан­ные му­ра­вей­ни­ки. (16)Или бро­шен­ные цветы. (17)Зачем? (18)Птицы пес­ня­ми ра­до­ва­ли, берёзы  — бе­лиз­ной, цветы  — кра­со­той. (19)И вот всё ра­зо­ре­но и по­губ­ле­но.

(20)Со­рва­ли зачем-то цве­ток белой кув­шин­ки, бро­си­ли в таз, и он ак­ку­рат­но, как в озере, каж­дый вечер скла­ды­вал ле­пест­ки и оку­нал­ся под воду, а утром вы­ны­ри­вал и рас­кры­вал­ся! (21)Кув­шин­ка и со­рван­ная «ви­де­ла», от­ли­ча­ла день от ночи. (22)Не за это ли на­зва­ли кув­шин­ки «гла­за­ми озёр»? (23)Может, они и нас с вами видят?

(24)Лес смот­рит на нас раз­но­цвет­ны­ми гла­за­ми цве­тов. (25)Стыд­но уро­нить себя в этих гла­зах.

 

(По Н. И. Слад­ко­ву)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Лес смот­рит на нас раз­но­цвет­ны­ми гла­за­ми цве­тов. Стыд­но уро­нить себя в этих гла­зах.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/ от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии 2
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д9 C9 № 5554
i

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что и со­рван­ная кув­шин­ка «от­ли­ча­ла» день от ночи? За­пи­ши­те ответ.


2
Тип Д10 № 5555
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 8–13 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д11 № 5556
i

В пред­ло­же­ни­ях 4–5 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «не­кра­си­вый, не­взрач­ный». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д12 № 5557
i

В пред­ло­же­ни­ях 14−16 най­ди­те ан­то­ним к слову «ни­ко­гда» и вы­пи­ши­те его.