Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Текст 2

(1)Дело это дав­нее, а из па­мя­ти не ухо­дит. (2)Было так: штур­мом взяли рейхс­таг, стих­ла паль­ба, и по тран­шее, вы­ры­той на бе­ре­гу речки Шпрее, хо­ди­ли как не­при­ка­ян­ные опалённые боями люди. (3)На лицах уста­лость, страш­ная уста­лость… (4)Че­ты­ре года тяжёлого рат­но­го труда: кровь, гро­хот, серд­це в кулак сжато, спишь  — не спишь  — война!

(5)И вдруг в пол­ной ти­ши­не раз­да­лись новые звуки. (6)Гля­дим  — от­ку­да ни возь­мись сва­ли­ва­ет­ся с неба стай­ка диких уто­чек; по­дер­жа­лись в воз­ду­хе, по­кру­жи­лись и пи­ки­ру­ют со­всем рядом на воду, под гор­ба­тый мо­стик, что не­по­далёку от рейхс­та­га: «Кря-кря-кря-а-а!..» (7)Да так за­ли­ви­сто и ве­се­ло кри­чат, аж ото­ропь взяла. (8)Смот­рим и гла­зам не верим: толь­ко-толь­ко ог­нен­ный смерч про­ка­тил­ся, а они вон уже как мирно бе­се­ду­ют! (9)И сразу стало легче на серд­це: вот оно что, птицы вер­ный знак по­да­ют, сразу чуют, что к чему.

(10)Встре­пе­ну­лись бойцы и будто на­ли­лись силой, по­прав­ля­ют гим­настёрки, чи­стят са­по­ги. (11)За­гру­бев­шие руки уже жаж­дут об­нять ма­те­рей, жён, детей: зна­чит, мир! (12)А уточ­ки всё за­ли­ва­ют­ся, пе­ре­ле­та­ют, су­е­тят­ся, слов­но по­ни­ма­ют, что нынче можно проч­но устра­и­вать­ся и стро­ить гнез­до. (13)Вот так, пом­нит­ся, мир­ные пти­чьи го­ло­са стали для нас, сол­дат, вещим зву­ком  — конец войне. (14)И сей­час, как в то далёкое время, вспо­ми­на­ют­ся кры­ла­тые вест­ни­ки мира  — мира на дол­гие годы.

 

(По В. Во­ро­ни­ну)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Стая уто­чек слов­но вер­ну­ла бой­цам уве­рен­ность, что война всё же за­кон­чи­лась и на­сту­пил дол­го­ждан­ный мир.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/ от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д9 C9 № 607
i

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что опалённые боями сол­да­ты ис­пы­ты­ва­ли страш­ную уста­лость? За­пи­ши­те ответ.


2
Тип Д10 № 608
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 5−6 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д11 № 609
i

В пред­ло­же­ни­ях 10−12 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «охва­тить ру­ка­ми, вы­ра­жая ласку, неж­ность». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д12 № 610
i

В пред­ло­же­ни­ях 8−10 най­ди­те ан­то­ним к слову «тя­же­лее» и вы­пи­ши­те его.