Что такое талант? Однажды в..сной вижу: на высок..й ёлк.., на самом верхн..м её пальчик.., с..дит мален..кая1 птич..ка. Я дог..дался, что птич..ка эта поёт, потому что её крошеч..ный клюв..к то откро..т..ся то закро..т..ся. Но такая она была мален..кая, что эта бе(с/з)звуч..ная песенка её до з..мли (не)дох..дила и ост..валась вся там, наверху. Не для того она пела, чтобы песенка слав..ла птич..ку3. Крохотная птич..ка своей пес..ней слав..ла з..рю красоту земли.4
Так я тогда в этой птич..к.. и наш..л себе ответ на вопрос, что такое талант? Это есть сп..собность делать бол..ше, чем нужно только тебе. Это сп..собность славить з..рю но не самому славит..ся.
(По М. Пришвину)
Из четвёртого предложения первого абзаца текста выпишите слово со значением «неслышный, лишённый звука». Подберите и запишите антоним к нему.
Слово с указанным значением — беззвучный (беззвучная). К нему можно подобрать антонимы громкий ИЛИ слышимый.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Распознавание слова из текста по указанному лексическому значению | |
| Верно выписано слово из текста | 1 |
| Неверно выписано слово из текста | 0 |
| 2. Самостоятельный подбор антонима к выписанному из текста слову | |
| Верно подобран антоним к слову, записан без орфографических ошибок | 1 |
| Антоним подобран неверно/не подобран. ИЛИ При записи антонима допущена орфографическая ошибка | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Что такое талант? Однажды весной вижу: на высокой ёлке, на самом верхнем её пальчике, сидит маленькая1 птичка. Я догадался, что птичка эта поёт, потому что её крошечный клювик то откроется, то закроется. Но такая она была маленькая, что эта беззвучная песенка её до земли не доходила и оставалась вся там, наверху. Не для того она пела, чтобы песенка славила птичку3. Крохотная птичка своей песней славила зарю, красоту земли.4
Так я тогда в этой птичке и нашёл себе ответ на вопрос, что такое талант? Это есть способность делать больше, чем нужно только тебе. Это способность славить зарю, но не самому славиться.
(По М. Пришвину)
Примечание редакции
В предложении «Так я тогда в этой птичке и нашёл себе ответ на вопрос, что такое талант?» знак вопроса ставить не нужно.
№ | Указания по оцениванию | Баллы |
|---|---|---|
| K1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов | ||
| Допущено не более двух ошибок | ||
| Допущены три-четыре ошибки | ||
| Допущено пять ошибок | ||
| Допущено более пяти ошибок | ||
| K2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет | ||
| Допущена одна ошибка | ||
| Допущены две ошибки | ||
| Допущено более двух ошибок | ||
| K3 | Правильность списывания текста | |
| Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Максимальный балл | ||
Выполните обозначенный цифрами в тексте языковой анализ слов и предложения.
(1) — фонетический анализ;
(3) — морфологический анализ;
(4) — синтаксический анализ предложения.
Фонетический анализ слова
Ма́ленькая1
Ма́-лень-ка-я — 4 слога
м – [ м ] — согл., звонк. непарн., тв. парн.;
а – [ а́ ] — гласн., ударн.;
л – [ л’] — согл., звонк. непарн., мягк. парн.;
е – [ и ] — гласн., безударн.;
н – [ н’] — согл., звонк. непарн., мягк. парн.;
ь – [ – ]
к – [ к ] — согл., глух. парн., тв. парн.;
а – [ а ] — гласн., безударн.;
я – [й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.;
[ а ] — гласн., безударн.
_______________________________
9 б., 9 зв.
Морфологический анализ слова
Птичку3
(Славила) птичку
I. Птичку — сущ. Славила (кого?) птичку.
Н. ф. — птичка.
II. Пост.: нариц., одуш., ж. р., 1-е скл.
Непост.: в ед. ч., В. п.
III. Славила (кого?) птичку.
Синтаксический анализ предложения
Крохотная птичка своей песней славила зарю, красоту земли (повеств., невоскл., простое, распр., осложнено однород. дополн.).
Птичка (какая?) крохотная; славила (что?) зарю, красоту; красоту (чего?) земли; славила (чем?) песней; песней (чьей?) своей.
№ | Указания по оцениванию | Баллы |
|---|---|---|
| K1 | Выполнение фонетического анализа слова | |
| анализ выполнен верно | ||
| При анализе допущена одна ошибка | ||
| При анализе допущены две ошибки | ||
| При анализе допущено более двух ошибок | ||
| K2 | Выполнение морфологического анализа слова | |
| анализ выполнен верно | ||
| При анализе допущена одна ошибка | ||
| При анализе допущены две ошибки | ||
| При анализе допущено более двух ошибок | ||
| K3 | Выполнение синтаксического анализа предложения | |
| анализ выполнен верно | ||
| При анализе допущена одна ошибка | ||
| При анализе допущены две ошибки | ||
| При анализе допущено более двух ошибок | ||
| Максимальный балл | ||
Почему, по мнению автора текста, птичка обладала талантом? Запишите ответ.
Ответ может быть сформулирован так:
Талант — это способность делать больше, чем нужно только тебе. Птичка славила не себя, а зарю, красоту земли. Она делала больше, чем нужно ей самой.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Дан правильный ответ; в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | 2 |
| Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, может быть допущено не более трёх ошибок (в их числе — только один речевой недочёт) | 1 |
| Дан правильный ответ; в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Наверх

