Почему эта п..ляна называет..ся Ясной? С..диш.. под берёзами на х..лме, и за́л..тая со..нцем п..ляна как на ладон.. . Обр..мляет п..ляну лес, внизу по р..внин.. змеит..ся реч..ка Воронка с двумя мост(е/и)ками. Угад..ва..тся дорога, по которой лошадь лениво тян..т телегу. Опушки леса т..мны3, а п..ляна золотит..ся под со..нцем. Островок кустов и дерев..ев дразн..т глаз переливами красок.4
И сколько раз (с/з)десь прох..дил человек, чьё имя являет..ся гордост..ю ро(с/сс)иян! Лев Толстой любил это место в усадьбе, часто сюда прих..дил постоять1, пос..деть, увид..ть, как за п..ляною в лес пряч..т..ся со..нце. В его дневнике читаем Счастье это быть с пр..родой говорить с ней.
(По В. Пескову)
Из первого предложения второго абзаца текста выпишите слово со значением «высокая оценка чего-либо и кого-либо, ценность». Подберите и запишите антоним к нему.
Слово с указанным значением — гордость (гордостью). К нему можно подобрать антоним позор.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Распознавание слова из текста по указанному лексическому значению | |
| Верно выписано слово из текста | 1 |
| Неверно выписано слово из текста | 0 |
| 2. Самостоятельный подбор антонима к выписанному из текста слову | |
| Верно подобран антоним к слову, записан без орфографических ошибок | 1 |
| Антоним подобран неверно/не подобран. ИЛИ При записи антонима допущена орфографическая ошибка | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Почему эта поляна называется Ясной? Сидишь под берёзами на холме, и за́литая солнцем поляна как на ладони. Обрамляет поляну лес, внизу по равнине змеится речка Воронка с двумя мостиками. Угадывается дорога, по которой лошадь лениво тянет телегу. Опушки леса темны3, а поляна золотится под солнцем. Островок кустов и деревьев дразнит глаз переливами красок.4
И сколько раз здесь проходил человек, чьё имя является гордостью россиян! Лев Толстой любил это место в усадьбе, часто сюда приходил постоять1, посидеть, увидеть, как за поляною в лес прячется солнце. В его дневнике читаем: «Счастье — это быть с природой, говорить с ней».
(По В. Пескову)
№ | Указания по оцениванию | Баллы |
|---|---|---|
| K1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов | ||
| Допущено не более двух ошибок | ||
| Допущены три-четыре ошибки | ||
| Допущено пять ошибок | ||
| Допущено более пяти ошибок | ||
| K2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет | ||
| Допущена одна ошибка | ||
| Допущены две ошибки | ||
| Допущено более двух ошибок | ||
| K3 | Правильность списывания текста | |
| Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | ||
| Максимальный балл | ||
Выполните обозначенный цифрами в тексте языковой анализ слов и предложения.
(1) — фонетический анализ;
(3) — морфологический анализ;
(4) — синтаксический анализ предложения.
Фонетический анализ слова
Постоять1
По-сто-я́ть — 3 слога
п – [ п ] — согл., глух. парн., тв. парн.;
о – [ а ] — гласн., безударн.;
с – [ с ] — согл., глух. парн., тв. парн.;
т – [ т ] — согл., глух. парн., тв. парн.;
о – [ а ] — гласн., безударн.;
я – [ й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.;
[ а́ ] — гласн., ударн.;
т – [ т’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
ь – [ – ]
_______________________________
8 б., 8 зв.
Морфологический анализ слова
Темны3
(Опушки) темны
I. Темны — прил. Опушки (каковы?) темны.
Н. ф. — тёмный.
II. Непост.: в кратк. форме, мн. ч.
III. Опушки (каковы?) темны.
Синтаксический анализ предложения
Островок кустов и деревьев дразнит глаз переливами красок (повеств., невоскл., простое, распр., осложнено однор. дополн.).
Островок (чего?) кустов и деревьев; дразнит (что?) глаз; дразнит (чем?) переливами; переливами (чего?) красок.
№ | Указания по оцениванию | Баллы |
|---|---|---|
| K1 | Выполнение фонетического анализа слова | |
| анализ выполнен верно | ||
| При анализе допущена одна ошибка | ||
| При анализе допущены две ошибки | ||
| При анализе допущено более двух ошибок | ||
| K2 | Выполнение морфологического анализа слова | |
| анализ выполнен верно | ||
| При анализе допущена одна ошибка | ||
| При анализе допущены две ошибки | ||
| При анализе допущено более двух ошибок | ||
| K3 | Выполнение синтаксического анализа предложения | |
| анализ выполнен верно | ||
| При анализе допущена одна ошибка | ||
| При анализе допущены две ошибки | ||
| При анализе допущено более двух ошибок | ||
| Максимальный балл | ||
Почему, по мнению автора, Лев Толстой любил Ясную поляну? Запишите ответ.
Ответ может быть сформулирован так:
Лев Толстой любил Ясную поляну, потому что она всегда была залита солнцем.
Он часто сюда приходил посмотреть, как за поляною в лес прячется солнце.
Писатель был счастлив быть с природой, говорить с ней.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Дан правильный ответ; в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | 2 |
| Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, может быть допущено не более трёх ошибок (в их числе — только один речевой недочёт) | 1 |
| Дан правильный ответ; в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Наверх

