Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 № 5764
i

(1)В ста­ри­ну на но­во­год­них ёлках были раз­но­об­раз­ные иг­руш­ки-сла­до­сти, сде­лан­ные из мар­ци­па­на. (2)Слад­кие иг­руш­ки су­са­ли­ли, то есть зо­ло­ти­ли или се­реб­ри­ли тон­ким слоем са­мо­го на­сто­я­ще­го дра­го­цен­но­го ме­тал­ла. (3)По­это­му такие укра­ше­ния для празд­нич­но­го убран­ства ёлки сто­и­ли до­ро­го.

(4)Слово «су­са­лить» почти ис­чез­ло из со­вре­мен­но­го рус­ско­го языка. (5)Зато остал­ся Су­саль­ный пе­ре­улок в Москве не­да­ле­ко от стан­ции метро «Кур­ская». (6)На­вер­ное, когда-то там жили ре­мес­лен­ни­ки, ко­то­рые по­кры­ва­ли зо­ло­том или се­реб­ром какие-ни­будь ред­кие укра­ше­ния, раз­лич­ную цер­ков­ную утварь или даже ко­ло­ко­ла. (7)Слово «су­са­лить», по мне­нию учёных, очень стран­ное. (8)Из ка­ко­го оно языка к нам по­па­ло, ска­зать труд­но (9)Есть даже мне­ние, что из древ­не­ин­дий­ско­го языка. (10)Во вся­ком слу­чае, сла­до­сти стран Во­сто­ка, осо­бен­но халву, су­са­лят и в наше время. (11)А у Алек­сандра Блока есть сти­хо­тво­ре­ние, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся «Су­саль­ный ангел». (12)В нём поэт с гру­стью рас­ска­зы­ва­ет про ёлоч­ную иг­руш­ку-ан­ге­ла из мар­ци­па­на, та­ю­щую на но­во­год­ней ёлке под жар­ким пла­ме­нем свечи.

(13)У слова «мар­ци­пан» тоже есть свой сек­рет. (14)Хотя оно и пи­шет­ся на раз­ных язы­ках по-раз­но­му, но про­из­но­сит­ся, ока­зы­ва­ет­ся, всеми на­ро­да­ми почти оди­на­ко­во.

(15)Есть пред­по­ло­же­ние, что оно имеет араб­ское про­ис­хож­де­ние.

(16)Ин­те­рес к слову и изу­че­ние род­но­го языка поз­во­ля­ют за­гля­нуть в нашу ис­то­рию, узнать, как жили наши пред­ки, и по­нять, по­че­му мы так се­год­ня го­во­рим.

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 13−15 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но рас­суж­де­ние. Рас­суж­де­ние  — это тип тек­ста, в ко­то­ром что-то объ­яс­ня­ет­ся или до­ка­зы­ва­ет­ся, го­во­рит­ся о при­чи­нах дей­ствий, со­бы­тий, яв­ле­ний, уста­нав­ли­ва­ют­ся вза­и­мо­свя­зи между дей­стви­я­ми, со­бы­ти­я­ми, яв­ле­ни­я­ми.

Ответ: рас­суж­де­ние.


-------------
Дублирует задание № 4237.
Источники:
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2

Какие факты, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ют о том, что слово «су­са­лить» не ис­чез­ло из рус­ско­го языка? За­пи­ши­те ответ.


3

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 13−15 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


4
Тип Д11 № 4238
i

В пред­ло­же­ни­ях 13−15 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «до­гад­ка, ги­по­те­за». Вы­пи­ши­те это слово.


5
Тип Д12 № 4239
i

В пред­ло­же­ни­ях 6−7 най­ди­те си­но­ним к слову «не­обыч­ное» и вы­пи­ши­те его.