Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д11 № 6606
i

Текст 2

(1)В дав­ние вре­ме­на по рус­ской земле хо­ди­ли тор­гов­цы-⁠ко­ро­бей­ни­ки. (2)Весь товар у них уме­щал­ся в ко­ро­бе, а короб они но­си­ли на себе. (3)Тор­го­ва­ли по­это­му толь­ко самым не­об­хо­ди­мым.

(4)Но среди сит­цев и лент в ко­ро­бе ле­жа­ла стоп­ка ярких кар­ти­нок, ко­то­рые все­гда были на­рас­хват. (5)Эти кар­тин­ки на­зы­ва­лись луб­ка­ми.

(6)Для мно­гих рус­ских людей лубок дол­гое время был и га­зе­той, и кни­гой, и школь­ной на­у­кой.

(7)Ри­су­нок де­лал­ся на ли­по­вой доске. (8)Потом ост­рым ножом вы­ре­за­лась гра­вю­ра. (9)Она вклю­ча­ла в себя и текст. (10)Лубки могли рас­ска­зы­вать о прит­чах из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, о каком-то ис­то­ри­че­ском со­бы­тии, могли зна­ко­мить с по­учи­тель­ны­ми ис­то­ри­я­ми. (11)Мир лу­боч­ной кар­тин­ки  — это свое­об­раз­ная эн­цик­ло­пе­дия, ко­то­рая от­ра­зи­ла все сто­ро­ны на­род­ной жизни. (12)Де­ла­лось это с по­мо­щью ри­сун­ка, цвета и слова. (13)Лубки были дешёвые: сколь­ко хо­чешь кар­ти­нок пе­ча­тай, толь­ко крас­ку на­ка­ты­вай. (14)Зато встре­ча­лись лубки и в цар­ских па­ла­тах, и в кре­стьян­ской избе, и в мо­на­сты­ре.

(15)Ко­рот­кий век был у лубка: кто на стен­ку его по­ве­сит, кто де­тиш­кам от­даст. (16)Стен­ка потом за­бе­лит­ся, де­тиш­ки кар­тин­ку по­рвут, играя. (17)Никто и не по­се­ту­ет: ко­пе­еч­ная вещь, своё от­жи­ла.

(18)Вот по­то­му-то до наших дней дошли лишь еди­ни­цы чудом уце­лев­ших луб­ков. (19)А ведь не­ко­то­рым луб­кам лет по две­сти. (20)Уди­ви­тель­но кра­си­вы эти по­жел­тев­шие от вре­ме­ни листы!

(По Л. Ток­ма­ко­ву)

В пред­ло­же­ни­ях 4−5 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «не­боль­шая кучка пред­ме­тов, на­ло­жен­ных один на дру­гой». Вы­пи­ши­те это слово.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Найдём нуж­ное слово.

 

4)Но среди сит­цев и лент в ко­ро­бе ле­жа­ла стоп­ка ярких кар­ти­нок, ко­то­рые все­гда были на­рас­хват. (5)Эти кар­тин­ки на­зы­ва­лись луб­ка­ми.

 

Ответ: стоп­ка.

Источник: ВПР по рус­ско­му языку 5 класс 2024 год. Ва­ри­ант 11
1
Тип Д8 C8 № 6603
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д9 C9 № 6604
i

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, даёт ответ на во­прос: по­че­му до наших дней дошли лишь еди­ни­цы чудом уце­лев­ших луб­ков? За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д10 № 6605
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 15−18 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


4
Тип Д12 № 6607
i

В пред­ло­же­ни­ях 13−14 най­ди­те ан­то­ним к слову «до­ро­гие» и вы­пи­ши­те его.