Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д9 C9 № 730
i

Текст 2

(1)Как узнать воз­раст рыбы? (2)Учёные спо­соб­ны уста­но­вить его очень точно. (3)Ока­зы­ва­ет­ся, свое­об­раз­ным пас­пор­том рыбы яв­ля­ет­ся её чешуя. (4)У мо­ло­дой рыбы че­шуй­ки тон­кие и неж­ные; под­рас­та­ет рыба, и чешуя ста­но­вит­ся боль­ше, толще, гру­бее. (5)Быст­рее всего рыбы рас­тут летом и осе­нью, а зимой обыч­но рост пре­кра­ща­ет­ся,  — в это время и об­ра­зу­ет­ся на чешуе узкое тёмное коль­цо.

(6)По числу го­до­вых колец, по их ши­ри­не и по из­ло­мам че­шуй­ки можно узнать не толь­ко воз­раст рыбы. (7)Этот пас­порт рас­ска­жет и о про­шлом его хо­зяй­ки: когда ей жи­лось сытно, когда  — го­лод­но, ка­ко­го роста она была два или три года назад. (8)Если эта рыба  — «пу­те­ше­ствен­ни­ца даль­не­го пла­ва­ния», пас­порт со­об­щит, когда она жила в море и когда по­па­ла в реку, ведь реч­ные коль­ца более узкие, чем мор­ские. (9)Можно узнать также, сколь­ко раз она не­ре­сти­лась. (10)Когда рыбы идут на не­рест, они го­ло­да­ют, края че­шуй­ки де­ла­ют­ся тонь­ше, сти­ра­ют­ся, и на этом месте об­ра­зу­ет­ся рубец.

(11)Те­перь по­нят­но, по­че­му такой пас­порт не по­те­ря­ешь. (12)Ведь даже если у какой-ни­будь рыбы будет со­дра­но много че­шу­ек, хоть не­сколь­ко все­гда оста­нет­ся. (13)Ко­неч­но, чтобы всё это вы­чи­тать в ры­бьем пас­пор­те, надо знать био­ло­гию рыб. (14)Пас­порт по­мо­га­ет узнать, где та или иная рыба растёт, где ей лучше живётся.

 

 

(По К. Мер­ку­лье­вой)

Какой факт сви­де­тель­ству­ет о том, сколь­ко раз не­ре­сти­лась рыба? За­пи­ши­те ответ.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Когда рыбы идут на не­рест, они го­ло­да­ют, края че­шуй­ки де­ла­ют­ся тонь­ше, сти­ра­ют­ся, и на этом месте об­ра­зу­ет­ся рубец.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более трёх оши­бок.
ИЛИ Ответ не­пра­виль­ный
0
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка.
ИЛИ
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две ор­фо­гра­фи­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии пунк­ту­а­ци­он­ных и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.
ИЛИ
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две пунк­ту­а­ци­он­ные ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.
ИЛИ
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок. Всего в пред­ло­же­нии, со­дер­жа­щем пра­виль­ный ответ, в сумме долж­но быть до­пу­ще­но не более трёх оши­бок (в их числе — толь­ко один ре­че­вой недочёт)
1
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии может быть до­пу­щен один ре­че­вой недочёт или до­пу­ще­на одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка2
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д10 № 731
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 11−14 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д11 № 732
i

В пред­ло­же­ни­ях 1–3 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «ко­ли­че­ство про­жи­тых лет, пе­ри­од в жизни че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д12 № 733
i

В пред­ло­же­ни­ях 3−5 най­ди­те ан­то­ним к слову «тол­стые» и вы­пи­ши­те его.