Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 № 733
i

Текст 2

(1)Как узнать воз­раст рыбы? (2)Учёные спо­соб­ны уста­но­вить его очень точно. (3)Ока­зы­ва­ет­ся, свое­об­раз­ным пас­пор­том рыбы яв­ля­ет­ся её чешуя. (4)У мо­ло­дой рыбы че­шуй­ки тон­кие и неж­ные; под­рас­та­ет рыба, и чешуя ста­но­вит­ся боль­ше, толще, гру­бее. (5)Быст­рее всего рыбы рас­тут летом и осе­нью, а зимой обыч­но рост пре­кра­ща­ет­ся,  — в это время и об­ра­зу­ет­ся на чешуе узкое тёмное коль­цо.

(6)По числу го­до­вых колец, по их ши­ри­не и по из­ло­мам че­шуй­ки можно узнать не толь­ко воз­раст рыбы. (7)Этот пас­порт рас­ска­жет и о про­шлом его хо­зяй­ки: когда ей жи­лось сытно, когда  — го­лод­но, ка­ко­го роста она была два или три года назад. (8)Если эта рыба  — «пу­те­ше­ствен­ни­ца даль­не­го пла­ва­ния», пас­порт со­об­щит, когда она жила в море и когда по­па­ла в реку, ведь реч­ные коль­ца более узкие, чем мор­ские. (9)Можно узнать также, сколь­ко раз она не­ре­сти­лась. (10)Когда рыбы идут на не­рест, они го­ло­да­ют, края че­шуй­ки де­ла­ют­ся тонь­ше, сти­ра­ют­ся, и на этом месте об­ра­зу­ет­ся рубец.

(11)Те­перь по­нят­но, по­че­му такой пас­порт не по­те­ря­ешь. (12)Ведь даже если у какой-ни­будь рыбы будет со­дра­но много че­шу­ек, хоть не­сколь­ко все­гда оста­нет­ся. (13)Ко­неч­но, чтобы всё это вы­чи­тать в ры­бьем пас­пор­те, надо знать био­ло­гию рыб. (14)Пас­порт по­мо­га­ет узнать, где та или иная рыба растёт, где ей лучше живётся.

 

 

(По К. Мер­ку­лье­вой)

В пред­ло­же­ни­ях 3−5 най­ди­те ан­то­ним к слову «тол­стые» и вы­пи­ши­те его.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ан­то­ни­мы  — это слова с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем.

В пред­ло­же­нии 4 есть слово «тон­кие», ко­то­рое яв­ля­ет­ся ан­то­ни­мом к слову «тол­стые».

 

Ответ: тон­кие.

Источники:
Кодификатор Решу ВПР:
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д9 C9 № 730
i

Какой факт сви­де­тель­ству­ет о том, сколь­ко раз не­ре­сти­лась рыба? За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д10 № 731
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 11−14 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


4
Тип Д11 № 732
i

В пред­ло­же­ни­ях 1–3 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «ко­ли­че­ство про­жи­тых лет, пе­ри­од в жизни че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го». Вы­пи­ши­те это слово.