Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Текст 2

(1)Мно­гое умеют птицы: стро­ить не­обык­но­вен­но слож­ные гнёзда, за­щи­щать птен­цов, от­вле­кать врага, на­хо­дить до­ро­гу домой за сотни ки­ло­мет­ров. (2)Они об­ла­да­ют цве­то­вым зре­ни­ем, легко раз­ли­ча­ют гео­мет­ри­че­ские фи­гу­ры. (3)А ещё птицы об­ла­да­ют спо­соб­но­стью к счёту.

(4)Учёные по­ста­ви­ли экс­пе­ри­мен­ты, чтобы вы­яс­нить, имеют ли птицы пред­став­ле­ние о ко­ли­че­стве. (5)На­при­мер, пти­цам пред­ла­га­ли скле­вать опре­делённое число зёрен. (6)Го­лу­бю раз­ре­ша­ли съесть пять зёрен, а от ше­сто­го его про­го­ня­ли. (7)Вёл он себя так: скле­вав раз­решённое ко­ли­че­ство, осто­рож­но при­бли­жал­ся к ше­сто­му зерну, потом быст­ро

хва­тал его и мчал­ся прочь, хло­пая кры­лья­ми.

(8)В дру­гом опыте ко­ро­боч­ки с зёрнами и без зёрен были по­став­ле­ны в ряд. (9)Галка долж­на была от­кры­вать крыш­ки ко­ро­бо­чек, пока не найдёт пять зёрен. (10)А зёрна рас­по­ла­га­лись в пер­вых трёх ко­ро­боч­ках и в пятой: 1, 2, 1, 0, 1. (11)Вна­ча­ле она от­кры­ла лишь пер­вые три ко­ро­боч­ки, со­бра­ла че­ты­ре зерна, съела их и вер­ну­лась на своё место. (12)Затем вспом­ни­ла, что ей нужно съесть ещё одно зерно, по­до­шла к пер­вой ко­ро­боч­ке и кив­ну­ла один раз го­ло­вой, пре­жде чем от­крыть её. (13)У вто­рой ко­ро­боч­ки галка кив­ну­ла го­ло­вой два­жды, у тре­тьей  — один раз, от­кры­ла четвёртую ко­ро­боч­ку, ко­то­рая была пу­стой. (14)Из пятой ко­ро­боч­ки она до­ста­ла по­след­нее зерно и не пошла к дру­гим ко­ро­боч­кам, ко­то­рые сто­я­ли рядом.

 

(По Е. Дерим-Оглу)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Птицы об­ла­да­ют спо­соб­но­стью к счёту.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/ от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии
0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.
ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт
1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии 2
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д9 C9 № 3723
i

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что галка по­ни­ма­ла, в какой по счёту ко­ро­боч­ке было по­след­нее зерно? За­пи­ши­те ответ.


2
Тип Д10 № 3724
i

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 11−14 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д11 № 3725
i

В пред­ло­же­ни­ях 6−8 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «не­боль­шой ящи­чек из кар­то­на или жести, обыч­но с крыш­кой». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д12 № 3726
i

В пред­ло­же­ни­ях 1−3 най­ди­те ан­то­ним к слову «про­стые» и вы­пи­ши­те его.