Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 № 767
i

Текст 2

(1)Спро­си­те у спортс­ме­нов, что каж­дый из них по­ни­ма­ет под сло­вом «тре­нер». (2)Один спортс­мен, со­слав­шись на сло­варь, от­ве­тит: «Тре­нер (от ан­глий­ско­го «тре­нинг»  — «упраж­не­ние»)  — это спе­ци­а­лист, зна­ток ка­ко­го-либо вида спор­та». (3)Дру­гой ска­жет проще: «Тре­нер  — это вос­пи­та­тель мо­ло­дых ат­ле­тов». (4)Тре­тий назовёт тре­не­ра во­е­на­чаль­ни­ком, ко­то­рый ру­ко­во­дит спор­тив­ным сра­же­ни­ем. (5)Четвёртый на ос­но­ва­нии мно­же­ства слу­ча­ев из своей жизни и из жизни то­ва­ри­щей по ко­ман­де вспом­нит о тре­не­ре как о доб­ром, но стро­гом и спра­вед­ли­вом учи­те­ле, стар­шем друге, ко­то­рый знает, когда у его пи­том­цев дни рож­де­ния, кто каким видом ис­кус­ства увле­ка­ет­ся, у кого не­ла­ды дома. (6)Кто же прав? (7)Все правы, по­то­му что каж­дый от­ме­тил какую-ни­будь одну сто­ро­ну мно­го­гран­ной де­я­тель­но­сти тре­не­ра, одну из черт его ха­рак­те­ра.

(8)Чтобы учить дру­гих, надо са­мо­му много знать. (9)По­это­му тре­нер, ко­неч­но же, знает свой вид спор­та не по­на­слыш­ке, а, как го­во­рит­ся, из­нут­ри. (10)Чаще всего тре­не­ра­ми ста­но­вят­ся быв­шие спортс­ме­ны. (11)Ко­неч­но, не все быв­шие спортс­ме­ны обя­за­тель­но хо­ро­шие тре­не­ры. (12)Но все хо­ро­шие тре­не­ры, как пра­ви­ло, опыт­ные спортс­ме­ны, на­при­мер зна­ме­ни­тые Ана­то­лий Та­ра­сов (хок­кей с шай­бой) и Алек­сандр Го­мель­ский (бас­кет­бол).

(13)Друг и учи­тель, то­ва­рищ и муд­рый на­став­ник, а порой врач и даже мас­са­жист  — вот кто такой спор­тив­ный тре­нер. (14)При­хо­дят к нему дев­чон­ки и маль­чиш­ки  — не­опыт­ные, мало что уме­ю­щие. (15)А ста­но­вят­ся ис­тин­ны­ми спортс­ме­на­ми  — тех­нич­ны­ми, быст­ры­ми, уме­лы­ми, силь­ны­ми, му­же­ствен­ны­ми.

 

(По Г. Юр­ми­ну)

Опре­де­ли­те, какой функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 8−10 тек­ста. За­пи­ши­те ответ

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но рас­суж­де­ние. Рас­суж­де­ние  — это тип тек­ста, в ко­то­ром что-то объ­яс­ня­ет­ся или до­ка­зы­ва­ет­ся, го­во­рит­ся о при­чи­нах дей­ствий, со­бы­тий, яв­ле­ний, уста­нав­ли­ва­ют­ся вза­и­мо­свя­зи между дей­стви­я­ми, со­бы­ти­я­ми, яв­ле­ни­я­ми.

 

Ответ: рас­суж­де­ние.

Источник: ВПР. Рус­ский язык. 5 класс. Ва­ри­ант 7. 2019 год
Кодификатор Решу ВПР: Стили и функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи
1
Тип Д8 C8 № 765
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д9 C9 № 766
i

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что тре­нер яв­ля­ет­ся дру­гом для спортс­ме­нов? За­пи­ши­те ответ.


3
Тип Д11 № 768
i

В пред­ло­же­ни­ях 4−5 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «вос­пи­тан­ни­ки». Вы­пи­ши­те это слово.


4
Тип Д12 № 769
i

В пред­ло­же­ни­ях 3−4 най­ди­те си­но­ним к слову «спортс­мен» и вы­пи­ши­те его.