№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 79539

ВПР. Русский язык. 5 класс. Вариант 11. 2018 год.

1.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Текст 1

Свет..т со..нце. Бл..стит на солнышк.. журчит по кана(в/ф)кам в..да в руч..ях. Ск..рее за дело! Во все(1) к..рманы наб..раеш..(2) бумагу. Остаёт..ся а(к,кк)уратно с..гнуть л..сток взять за уголки и (с/з)делать бумажный(3) к..раблик. Пуст..шь его на воду и любу..ш..ся. Вода подхват..т лё(г/х)кое судёнышко и пон..сёт.(4)

Беж..шь по грязи стара..ш..ся (не)отстать от к..раблика. Надо успеть подправить судно, чтобы оно (не)прит..ралось к бер..гу. Ты к..питан. (Не)усм..трел — к..рабль опр..кинулся его захлес..нула в..лна. Теперь ты сп..сатель. Подхват..ва..ш.. к..рабль и выбрасыва..ш.. на бере(г/к).

В спешк.. (не)успева..ш.. подумать о штанах и башмаках. А мама (не)понима..т гр..зит..ся на улицу (не)выпустить.

2.

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.


Текст 1

Свет..т со..нце. Бл..стит на солнышк.. журчит по кана(в/ф)кам в..да в руч..ях. Ск..рее за дело! Во все(1) к..рманы наб..раеш..(2) бумагу. Остаёт..ся а(к,кк)уратно с..гнуть л..сток взять за уголки и (с/з)делать бумажный(3) к..раблик. Пуст..шь его на воду и любу..ш..ся. Вода подхват..т лё(г/х)кое судёнышко и пон..сёт.(4)

Беж..шь по грязи стара..ш..ся (не)отстать от к..раблика. Надо успеть подправить судно, чтобы оно (не)прит..ралось к бер..гу. Ты к..питан. (Не)усм..трел — к..рабль опр..кинулся его захлес..нула в..лна. Теперь ты сп..сатель. Подхват..ва..ш.. к..рабль и выбрасыва..ш.. на бере(г/к).

В спешк.. (не)успева..ш.. подумать о штанах и башмаках. А мама (не)понима..т гр..зит..ся на улицу (не)выпустить.

3.

Поставьте знак ударения в следующих словах:

 

Начали, повторит, торты, фарфор.
4.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

 

По вечерам мальчик с удовольствием грелся у жаркой печки.
5.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) По рассказам местных жителей здесь раньше было озеро

2) Старожилы говорили что раньше в этих местах было озеро

3) Андрей как можно не знать истории родного края

4) Андрей сказал Маша прекрасно знает историю родного края

6.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Путники медленно пробирались в глубину лесной чащи.

2) В хижине рыбака вы всегда найдёте соль и сухие спички.

3) Возьмите-ка на верхней полке крючки для ловли рыбы и запасную леску!

4) Для туристического похода ребята нужны рюкзаки и резиновые сапоги.

7.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) На выставке мы рассматривали картины и слушали экскурсовода.

2) Одна картина мне особенно понравилась и я сфотографировала её на память.

3) Музейные смотрители следят за порядком в зале и за сохранностью экспонатов.

4) Я посетила книжную ярмарку и провела там более двух часов.

8.

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Считается, что защищают Отечество обычно мужчины. (2)Однако в русской истории были и защитницы-женщины, которые сражались за Россию с не меньшей храбростью. (3)В 1806 году молодая девушка Надежда Дурова сбежала из дома, чтобы служить Родине на военном поприще. (4)Переодевшись в мужскую одежду и представившись дворянином Александром Дуровым, она смогла поступить в уланский полк. (5)Девушка участвовала в сражениях наравне с другими воинами, а в бою с французами у города Гуттштадт Дурова спасла от смерти офицера Панина. (6)За свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом.

(7)Правда, теперь главная тайна Надежды была случайно раскрыта, и вскоре про храбрую девушку узнал сам император Александр I. (8)Он пожелал встретиться с Надеждой Андреевной лично. (9)Встреча Дуровой с императором состоялась в декабре 1807 года. (10)Император вручил Дуровой Георгиевский крест и всё удивлялся храбрости и мужеству собеседницы. (11)Александр I предложил Надежде вернуться в родительский дом, но она гордо заявила: «Хочу быть воином!» (12)Император был поражён её решимостью и оставил Дурову в русской армии.

(13)В Отечественную войну 1812 года Надежда Дурова была произведена в чин поручика, командовала полуэскадроном. (14)Дурова участвовала во многих сражениях той войны. (15)Была она и под Смоленском, и на Бородинском поле. (16)Во время Бородинской битвы Дурова оказалась на передовой, получила ранения, но осталась в строю. (17)О своей службе в армии Надежда Дурова впоследствии рассказала в прекрасной книге «Записки кавалерист-девицы».

 

(По материалам Интернета)

9.

Какой факт, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сви­де­тель­ству­ет о том, что На­деж­да Ду­ро­ва меч­та­ла о служ­бе в рус­ской армии? За­пи­ши­те ответ.


Текст 2

(1)Считается, что защищают Отечество обычно мужчины. (2)Однако в русской истории были и защитницы-женщины, которые сражались за Россию с не меньшей храбростью. (3)В 1806 году молодая девушка Надежда Дурова сбежала из дома, чтобы служить Родине на военном поприще. (4)Переодевшись в мужскую одежду и представившись дворянином Александром Дуровым, она смогла поступить в уланский полк. (5)Девушка участвовала в сражениях наравне с другими воинами, а в бою с французами у города Гуттштадт Дурова спасла от смерти офицера Панина. (6)За свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом.

(7)Правда, теперь главная тайна Надежды была случайно раскрыта, и вскоре про храбрую девушку узнал сам император Александр I. (8)Он пожелал встретиться с Надеждой Андреевной лично. (9)Встреча Дуровой с императором состоялась в декабре 1807 года. (10)Император вручил Дуровой Георгиевский крест и всё удивлялся храбрости и мужеству собеседницы. (11)Александр I предложил Надежде вернуться в родительский дом, но она гордо заявила: «Хочу быть воином!» (12)Император был поражён её решимостью и оставил Дурову в русской армии.

(13)В Отечественную войну 1812 года Надежда Дурова была произведена в чин поручика, командовала полуэскадроном. (14)Дурова участвовала во многих сражениях той войны. (15)Была она и под Смоленском, и на Бородинском поле. (16)Во время Бородинской битвы Дурова оказалась на передовой, получила ранения, но осталась в строю. (17)О своей службе в армии Надежда Дурова впоследствии рассказала в прекрасной книге «Записки кавалерист-девицы».

 

(По материалам Интернета)

10.

Опре­де­ли­те, какой тип речи пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях 3−6 тек­ста. За­пи­ши­те ответ.


Текст 2

(1)Считается, что защищают Отечество обычно мужчины. (2)Однако в русской истории были и защитницы-женщины, которые сражались за Россию с не меньшей храбростью. (3)В 1806 году молодая девушка Надежда Дурова сбежала из дома, чтобы служить Родине на военном поприще. (4)Переодевшись в мужскую одежду и представившись дворянином Александром Дуровым, она смогла поступить в уланский полк. (5)Девушка участвовала в сражениях наравне с другими воинами, а в бою с французами у города Гуттштадт Дурова спасла от смерти офицера Панина. (6)За свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом.

(7)Правда, теперь главная тайна Надежды была случайно раскрыта, и вскоре про храбрую девушку узнал сам император Александр I. (8)Он пожелал встретиться с Надеждой Андреевной лично. (9)Встреча Дуровой с императором состоялась в декабре 1807 года. (10)Император вручил Дуровой Георгиевский крест и всё удивлялся храбрости и мужеству собеседницы. (11)Александр I предложил Надежде вернуться в родительский дом, но она гордо заявила: «Хочу быть воином!» (12)Император был поражён её решимостью и оставил Дурову в русской армии.

(13)В Отечественную войну 1812 года Надежда Дурова была произведена в чин поручика, командовала полуэскадроном. (14)Дурова участвовала во многих сражениях той войны. (15)Была она и под Смоленском, и на Бородинском поле. (16)Во время Бородинской битвы Дурова оказалась на передовой, получила ранения, но осталась в строю. (17)О своей службе в армии Надежда Дурова впоследствии рассказала в прекрасной книге «Записки кавалерист-девицы».

 

(По материалам Интернета)

11.

В пред­ло­же­ни­ях 4−6 най­ди­те слово со зна­че­ни­ем «ге­ро­и­че­ский по­сту­пок, важ­ное для дру­гих дей­ствие». Вы­пи­ши­те это слово.


Текст 2

(1)Считается, что защищают Отечество обычно мужчины. (2)Однако в русской истории были и защитницы-женщины, которые сражались за Россию с не меньшей храбростью. (3)В 1806 году молодая девушка Надежда Дурова сбежала из дома, чтобы служить Родине на военном поприще. (4)Переодевшись в мужскую одежду и представившись дворянином Александром Дуровым, она смогла поступить в уланский полк. (5)Девушка участвовала в сражениях наравне с другими воинами, а в бою с французами у города Гуттштадт Дурова спасла от смерти офицера Панина. (6)За свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом.

(7)Правда, теперь главная тайна Надежды была случайно раскрыта, и вскоре про храбрую девушку узнал сам император Александр I. (8)Он пожелал встретиться с Надеждой Андреевной лично. (9)Встреча Дуровой с императором состоялась в декабре 1807 года. (10)Император вручил Дуровой Георгиевский крест и всё удивлялся храбрости и мужеству собеседницы. (11)Александр I предложил Надежде вернуться в родительский дом, но она гордо заявила: «Хочу быть воином!» (12)Император был поражён её решимостью и оставил Дурову в русской армии.

(13)В Отечественную войну 1812 года Надежда Дурова была произведена в чин поручика, командовала полуэскадроном. (14)Дурова участвовала во многих сражениях той войны. (15)Была она и под Смоленском, и на Бородинском поле. (16)Во время Бородинской битвы Дурова оказалась на передовой, получила ранения, но осталась в строю. (17)О своей службе в армии Надежда Дурова впоследствии рассказала в прекрасной книге «Записки кавалерист-девицы».

 

(По материалам Интернета)

12.

В пред­ло­же­ни­ях 1−3 най­ди­те ан­то­ним к слову «тру­сость» и вы­пи­ши­те его.


Текст 2

(1)Считается, что защищают Отечество обычно мужчины. (2)Однако в русской истории были и защитницы-женщины, которые сражались за Россию с не меньшей храбростью. (3)В 1806 году молодая девушка Надежда Дурова сбежала из дома, чтобы служить Родине на военном поприще. (4)Переодевшись в мужскую одежду и представившись дворянином Александром Дуровым, она смогла поступить в уланский полк. (5)Девушка участвовала в сражениях наравне с другими воинами, а в бою с французами у города Гуттштадт Дурова спасла от смерти офицера Панина. (6)За свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом.

(7)Правда, теперь главная тайна Надежды была случайно раскрыта, и вскоре про храбрую девушку узнал сам император Александр I. (8)Он пожелал встретиться с Надеждой Андреевной лично. (9)Встреча Дуровой с императором состоялась в декабре 1807 года. (10)Император вручил Дуровой Георгиевский крест и всё удивлялся храбрости и мужеству собеседницы. (11)Александр I предложил Надежде вернуться в родительский дом, но она гордо заявила: «Хочу быть воином!» (12)Император был поражён её решимостью и оставил Дурову в русской армии.

(13)В Отечественную войну 1812 года Надежда Дурова была произведена в чин поручика, командовала полуэскадроном. (14)Дурова участвовала во многих сражениях той войны. (15)Была она и под Смоленском, и на Бородинском поле. (16)Во время Бородинской битвы Дурова оказалась на передовой, получила ранения, но осталась в строю. (17)О своей службе в армии Надежда Дурова впоследствии рассказала в прекрасной книге «Записки кавалерист-девицы».

 

(По материалам Интернета)